Между тем в розничном бизнесе появилась новая бизнес-формула «быстрая мода». Сегмент быстрой моды (fast fashion) растет в среднем на 15-17% в год. По словам директора компании Fashion Consulting Group Анны Лебсак-Клейманс, стратегию быстрой моды можно выразить простой формулой: предлагать одежду на пике моды по доступной цене. В Европе в мире моды появился даже такой термин - фэшн-скаут (охотник за модой). Такие люди регулярно сидят на показах высокой моды и зарисовывают в блокноты понравившиеся им модели. Едва дождавшись перерыва между показами коллекций, они бросаются отправлять свои зарисовки по факсу в центральный офис компании. Уже в этот день конструкторы спроектируют по ним новые модели, а через три недели готовые коллекции будут на вешалках в магазинах по всему миру.
Действительно, всякий, кто сегодня следит за высокой модой, посетив магазины fast fashion, непременно найдет там последние тенденции, воплощенные в доступной по цене одежде. У специалистов fast fashion особый подход к работе - здесь все строится на скорости. Обычно коллекции магазинов fast fashion полностью обновляются очень часто.
Так, в крупных магазинах быстрой моды коллекции обновляются до двадцати раз в год, в небольших магазинах - шесть-восемь раз. Быстрая смена ассортимента позволяет экономить на складских помещениях: отшитые коллекции моментально развозятся на собственных грузовиках или самолетах. Кроме того, быстрая мода не брезгует надомным трудом: он позволяет не только снизить издержки, но и шить огромное количество моделей небольшими партиями. Сегодня fast fashion активно развивается в Европе, где потребители традиционно больше следят за модой, чем, например, в Северной Америке.
Сегодня в Европе на fast fashion приходится уже 15% всего рынка одежды, и эта доля постоянно растет. Сегмент fast fashion стал настоящим спасением для европейских производителей одежды и обуви. Перевозка товаров из Китая и Индии в страны Европы занимает слишком много времени - до двух месяцев. Большинство компаний fast fashion так долго ждать не могут, поэтому размещают свои заказы поближе к магазинам. Например, время доставки товаров в Лондон или Париж из Испании - всего два-три дня, из Польши - четыре дня, из Болгарии - шесть дней, из Турции или Ливана - две недели. Между тем доставка товаров из Азии может занять до семи-восьми недель. Конечно, никто из аналитиков не ожидает возрождения европейской текстильной индустрии. Но fast fashion помогает избежать полного коллапса отрасли, особенно это будет важно после 2008 года, когда ЕС полностью отменит квоты на импорт одежды и обуви из Китая.
Впрочем, не все компании, работающие в сегменте fast fashion, отказываются от услуг азиатского региона. Так, шведская компания H&M предлагает широкий ассортимент простых товаров, меньше подверженных капризам моды, которые в основном производятся в Азии с ее дешевой рабочей силой. Кроме того, H&M регулярно привлекает известных дизайнеров одежды для создания небольших коллекций, выпускаемых ограниченными партиями (за последние годы свои коллекции для H&M создали Карл Лагерфельд и Стелла Маккартни). Благодаря этим коллекциям, компании удается создавать потребительский ажиотаж и привлекать покупателей - в результате одежда полностью расходится в течение нескольких дней.
По данным аналитиков, компании, работающие в сегменте fast fashion, развиваются очень динамично. Так, в 2005-м Inditex открыла 448 новых магазинов под брендами Zara, Massimo Dutti и Bershka, а H&M - 145 магазинов. В этом году испанская компания намерена открыть 490 магазинов. К 2010-му количество магазинов Inditex может вырасти с нынешних 2,7 тыс. до 5 тыс. По прогнозам компании Bain&Co, к 2010 году доля сегмента fast fashion может вырасти с нынешних 15% минимум до 25%. К сожалению, аналитики считают, что российские дизайнеры вряд ли успеют включиться в гонку за рынок «быстрой моды», поскольку производственные мощности и логистика у отечественных модельеров на порядок отстают от иностранных конкурентов.
privately.ru