Самое главное – нужно успокоиться, перестать сильно расстраиваться и ни в коем случае не ожесточаться против малыша. Ведь на пути развития любого ребенка неминуемо следуют периоды непослушания. Маленький человечек пытается проверить окружающих на прочность, убедиться в справедливости запретов, оценить последствия действий наперекор.
Ваша задача – показать ему, что за любое нарушение правил ответственность несет он сам, а не кто-то другой. Именно это пытаются донести до детишек сказки. Вспомните, как выпивший из лужи Иванушка стал козленочком, а не послушавшуюся родителей Аленушку унесли гуси-лебеди. В случае с реальными детками роль неприятных последствий могут играть определенные наказания. Но в каждом конкретном случае родители должны подбирать наиболее правильную тактику поведения. Моделей существует множество.
Можно, например, дать ребенку ощутить естественные последствия своего проступка. Приставал к кошке – получи от нее царапины. Намочил штанишки – походи какое-то время в мокрых. Не нужно бросаться сразу же на защиту малыша и устранении последствий непослушания, дайте ему время, чтобы их прочувствовать.
Можно подавать своему чаду положительный пример. Например, если мама никогда не бросает на землю фантик от конфеты или кожуру от банана, а несет мусор до ближайшей урны, ребенок в конце концов станет делать так же.
Совсем маленьких деток можно учить слову «нельзя» в игровой форме. Дайте малышу пять конфет. Затем договоритесь, что есть какое-то ограничение, например, нельзя поднимать левую руку. Потом начните давать простые команды: встать, сесть, покружиться, поднять левую ногу, правую руку, левую руку. Если ребенок забылся и сделал запретное, у него отбирается одна конфета. Как правило, дети очень быстро понимают «нельзя» после такой тренировки.
Необходимо придерживаться некоторых строгих правил и в то же время не быть мягкотелыми. Запреты должны поддерживаться всеми членами семьи. Ограничений не должно быть слишком много. Запрещать нужно твердо, но не грубо. Наказывать малыша за непослушание лучше не битьем или причинением других страданий, а лишением чего-то приятного. Но самое главное – последовательность: если что-то нельзя, то это нельзя всегда, а не в зависимости от настроения, усталости мамы или напора плачущего малыша.