Наше восприятие вещей и людей зависит во многом от тех идей и образов, которые распространены в конкретном обществе или культуре. Не утруждая себя глубоким анализом этих идей, но ограничиваясь лишь поверхностными знаниями, мы принимаем их в качестве системы для категоризации малознакомых объектов.
Так, например, инспектора ГИБДД мы, скорее всего, будем воспринимать как жадного взяточника, возможно, склонного к криминалу, укрывающего доходы, необъективного и умеющего использовать ПДД как средство обогащения вопреки действующему законодательству. Примерно такой стереотип восприятия представителей этой профессии сложился в нашей стране. Насколько такое представление соответствует действительности?
Некоторые авторы, такие как М.-А. Робер, Ф. Тильман, полагают, что подобного рода стереотипами оперируют без всякого на то объективного основания. Они утверждают, что это представление не имеет ничего общего с реальностью, а лишь отвечает потребности человека в обобщении и классификации того, что он думает и чувствует. Оперирование стереотипами в данном случае представляется как помеха для установления взаимопонимания между людьми.
Но если стереотип не имеет ничего общего с реальностью и только является помехой, почему же тогда мы их усваиваем и используем так часто? Т. Шибутани доказывает, что все не так однозначно. Действительно, мы усваиваем стереотип, еще не имея собственного представления о действительности, благодаря слухам, разговорам, фильмам и т.п. Но стереотипы становятся действующей моделью восприятия только в том случае, когда находят практическое подтверждение. Если вам приходилось самим «класть за рукав» гаишнику за неправильную парковку или превышение скорости, то социальное представление, о котором вы только слышали раньше, становится вашим стереотипом восприятия. Если бы все инспекторы ДПС останавливали вас только для того, чтобы подарить вам цветы, вы бы никогда не поверили в то, что они на самом деле такие неприятные люди, как о них говорят.
Но в этой ситуации именно благодаря стереотипу вы уже были готовы к определенному поведению инспектора, поэтому оно не было для вас неожиданным или шокирующим. В этом случае сказывается положительный эффект стереотипа, т.к. воспринятое вами представление все же имело нечто общее с реальностью. И здесь стереотип способствовал как раз облегчению взаимопонимания между вами и инспектором. Что же тут плохого?
Рассмотрим другой распространенный стереотип. Существует довольно устойчивое представление о беременных женщинах как капризных, прихотливых, не совсем здоровых физически и заторможенных умственно людях. Благодаря такому представлению к беременным относятся более снисходительно, прощают им больше, чем другим, потакают капризам, чаще балуют. Казалось бы, в таком отношении есть только плюсы. Но такое восприятие неоправданно сужено: люди склонны приписывать беременности слишком многое. А если вы во время беременности, не дай бог, подхватили гепатит? Мало кто из окружающих подумает о том, что тошнота в данном случае вовсе не является следствием токсикоза. Да и вы сами, скорее всего, тоже. И обращение к врачу поступит несвоевременно, а последствия этого могут быть плачевны.
Таким образом, мы видим, что в стереотипах есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны, стереотипы упрощают восприятие представителей определенных социальных общностей, облегчая взаимодействие с ними. С другой стороны, такое упрощение, зачастую неоправданное, исключает из восприятия многие значимые факторы, объясняющие поведение или состояние человека, приводя иногда к непоправимым ошибкам.