Проблемы развития детей-дошкольников порой заключаются в их поведении. Проблемные дети - это вполне нормальные дети, вовсе не невротики, так как они не подвержены нервным срывам, страхам и другим существенным расстройствам психики. Но обычные методы воспитания к ним применять невозможно. У таких детей уровень амбиций, самооценки и контроля эмоций совсем другие, чем у благополучных.
Если проблемный ребенок в чем-то испытывает затруднения и чувствует дискомфорт, то он не станет выражать свои эмоции. Зато он позже удивит своих родителей внезапными вспышками упрямства, обидчивости, отстаиванием своих желаний и интересов. Это обычно можно назвать «капризами».
Проблемные дети часто не выделяются нарушением дисциплины. Они не хулиганят, не шумят, не бьют других детей, не наносят себе увечья. Наоборот, они порою бывают провокаторами для совершения дурных поступков другими детьми с низким самоконтролем и высокой внушаемостью.
Приведем отдельный пример. В детском саду на занятии мальчик Петя вдет себя очень вдумчиво и прилежно: правильно и вовремя отвечает воспитательнице на вопросы. А его друг Федя не может усидеть на своем месте и сосредоточиться, постоянно отвлекается, смеется и шалит. Дети вокруг Пети тоже о чем-то перешептываются.
На первый взгляд Петя, вроде бы, не виноват в нарушении дисциплины. А при пристальном внимании оказывается, что он умудряется «заводить» своих друзей своими репликами, манипулировать детьми и подчинять их себе. На фоне бестолковых шалунов Петя выглядит всегда примерным и умным мальчиком, что и приносит ему немалое моральное удовлетворение.
Детские психологи утверждают, что причина такого поведения у проблемных детей скрывается в неуверенности в себе. Они неустанно добиваются признания окружающих, доказывая свою исключительность, привлекательность и немалые заслуги.
В то время, как обычные дети просто радуются похвале взрослого, проблемные постоянно стремятся убедить окружающих и еще раз найти подтверждение своей исключительности. Хотя они и преуспевают в своей тактике, но на этом все равно не успокаиваются.
А если их уловки претерпевают хоть небольшую неудачу, это превращается для них в настоящую трагедию. Они очень сильно страдают и не успокаиваются, пока ситуация не повернется в их пользу.
Неуверенность в себе проявляется у детей в следующем:
• ребенок отказывается от действий, боясь неудачи;
• в процессе действий постоянно перепроверяет их правильность, сверяясь с воспитателем или родителем;
• периодически интересуется успехами сверстников, радуясь при обнаружении у них ошибок.
А некоторые из проблемных детей обращают на себя внимание тем, что стараются первыми дать ответ, раньше тянут руку.
Педагогам стоит обратить внимание, что такой ребенок преувеличивает как свои удачи, так и неудачи. Негативно способен реагировать на любого человека, который их недооценил.
Поэтому ясно, что не только воспитателям, но и родителям необходимо искать к проблемному ребенку особый подход. Если не учитывать особенности его поведения, то недоразумения и обиды, возникшие в дошкольном возрасте, могут перерасти в крупные проблемы в старшем возрасте.