Другой ученый, американский антрополог Оуэн Лавджой, предложил другую теорию, согласно которой человеческая цивилизация – результат моногамии. Необходимость заботиться только об одной самке уменьшила соперничество между самцами, привела к снижению агрессии и сделала возможным мирное сосуществование стаи первобытных людей – совместную охоту, оборону от других племен, и т.д.
Обе эти гипотезы хорошо объясняют существование ревности: самцы не желают кормить чужое потомство. Самки хотят, чтобы самец обеспечивал выживание только ее детей. Ревность никуда не исчезла даже в странах, где полигамия – давняя традиция. Жены интригуют друг против друга, стремясь извести соперницу, старшие притесняют младших, если муж дает такую возможность…
В странах же, где принята моногамия, мысль о существовании соперницы может превратить жизнь законной жены в ад. Мало кому удается достичь высот буддийского просветления, где не волнуют житейские мелочи вроде супружеских измен и разводов. Даже если дама материально не зависит от мужа, и голодная смерть не грозит ей и ее детям, потеря любви переживается не легче.
Репутация мужчины как удалого любовника традиционно очень много значит в нашем обществе. И поэтому, и по причине гендерного дисбаланса (женщин больше, чем мужчин) супружеская измена стала одной из самых частых причин распада семьи. Одинокие женщины вступают в связь с женатыми мужчинами, чтобы получить свою долю любви и внимания или родить ребенка «для себя». Мужчины могут жить фактически на 2 семьи, поддерживая и жену, и любовницу, помогая всем своим детям.
Это очень тяжелая ситуация для обеих женщин, поскольку рано или поздно супруга узнает о существовании соперницы. Жена может уйти от изменника, попытаться заставить его бросить любовницу или смириться с ситуацией. В последнем случае, фактически, обе семьи будут жить в полигамном браке.
Не случайно во время переписи населения время от времени выясняется, что замужних женщин больше, чем женатых мужчин – дамы, делящие партнера с его законной супругой, тоже считают себя замужем.
Полигамия может стать способом решения демографических и социальных проблем, если когда-нибудь будет принята законодательно. Но для этого общество должно изменить свое отношение к моногамному браку как единственно допустимому. Вряд ли в обозримом будущем женщины согласятся с тем, что делить любовь своего мужчины с другой дамой так же нормально, как бытовую технику вроде мясорубки или пылесоса…