"Шуба, она и есть шуба. И ничего в ней такого уж особенного быть не может. Главное, чтобы мех был хороший". Под хорошим подразумевались, конечно, норка, соболь, на худой конец – каракуль или каракульча. Вот как раз из каракульчи у бабушки шубка и была. Бабушка ею страшно гордилась, потому что сшита она была у самого модного питерского портного Берковича. Шубку бабушка никогда не надевала всуе, берегла для торжественных выходов. Подозреваю, что дело было не только и не столько в бережливости, скорее в том, что шуба была чудовищно тяжелая и неудобная – какой-то меховой дом, который приходилось таскать на плечах. А приблизительно в те же 1960-е годы бабке моего мужа брат привез из Америки шубку из чудесного, незаслуженно ныне забытого колонка. Это было легчайшее, подвижное, как живое существо, одеяние – узкие полоски колонка, нашитые на рыжие кожаные ленты, колыхались при каждом шаге. Увидев в 1990-х эту изумительную рыжую шубку, я поняла: все разговоры о шагнувших далеко вперед меховых технологиях, мягко говоря, преувеличение. Уже тогда, 40 лет назад, американцы делали шубы вот такими – легкими, как шелковые платьица. В смысле – для красоты.
Нам понадобилось довольно много времени, чтобы прекратить лживо уговаривать самих себя, что шубу мы покупаем для тепла. Но теперь вопрос решен окончательно, и шубки из натурального меха зажили в нашем гардеробе полной жизнью, не притворяясь и не стесняясь. И используется он по своему прямому назначению – для красоты.
Красота этой зимой повсюду. Меховые сапоги и меховые сумки мы уже, конечно, видели – и не раз, но вот меховые юбки еще совсем недавно казались бредовым изобретением российских дизайнеров. Меховые рукава и меховые спины, некое подобие нагрудников из пушистого меха, посаженное на вполне разумное твидовое пальто, меховой подол, а точнее, полностью меховой низ у классического тренчкота. Причем зачастую в одной вещи меховых деталей бывает намного больше, чем одна. И подол, и манжеты, и воротник, словно дизайнеры поставили перед собой задачу максимально освоить запасы пушнины.
Из принципиальных новостей – сочетание разных видов меха в одной вещи. Например, каракулевое пальтишко, отороченное лисой, соболем или норкой,– прием, к которому нам, похоже, будет трудно привыкнуть: слишком уж похоже на те шубки из советского детства, которые носили обеспеченные торговые работники среднего звена. А вот сочетание меха с кожей точно наш фасон – напоминает снова модные 1980-е, так только этого нам и надо было. Мы их и так всегда любили, без дополнительных напоминаний. В этом сезоне широкие кожаные пояса перетягивают объемные шубы и жакеты из пушистого меха, но вполне допустим и более элегантный вариант – небольшой ремешок, подчеркивающий талию небольшого норкового пиджачка.
Тут самое время вспомнить о новом витке увлечения 1960-ми. Маленькие пальтишечки из норки и каракульчи с покатыми плечиками или, наоборот, рукавами-фонариками, как на кукольных платьицах. Накидки и пелеринки из пластичной каракульчи или просто дубленой кожи и спортивные курточки на молниях из драгоценного соболя. В общем, все, что выглядит компактно, геометрично и в меру спортивно.
Разумеется, главная тенденция сезона – минимализм – просматривается и сквозь меховые роскошества. Здесь, конечно, на первом месте аскетичные дубленки – без каких бы то ни было деталей, причем порой даже самых необходимых. Например, без воротника. Подразумевается, что его легко заменит ворот кашемировой водолазки. При желании отсутствие воротника может компенсировать съемный, опять же меховой капюшон или капор на завязках, а манжет – уютная меховая муфта, как у девочки Герды из "Снежной королевы". Но это уже дань романтизму, от которого, похоже, пора постепенно отучаться. Те же милые вещицы можно носить в отрыве от серьезного меха, поверх твидовых или кожаных пальто.
Тем, кто уже успел порвать с этой болезненной тягой к ностальгической трогательной женственности, придется ограничиться дублеными куртками или парками, а на голову, разумеется, водрузить отличную шапку-ушанку, похожую на военную. Парки тоже желательно из брутального волка или енота, а не из нежной пушистой рыси, как было еще совсем недавно.
И наконец, последняя дань уходящему романтизму – лесная сказка, воспетая в первую очередь Готье. Длинноворсные меха, вплоть до горного козлика, из которых шьют свободные шубы и полушубки, далекие по мысли от городской элегантности. Скорее наоборот – приветствуется сходство с лесной колдуньей, подружкой лешего или просто богемной дивой образца 1970-х.
Конечно, подобные отступления от чистой красоты вряд ли бы одобрили наши элегантные бабушки, но по степени непрактичности все эти прекрасные меха оставляют их, безусловно, далеко позади. В эпоху глобального потепления мы меньше всего думаем о тепле и все больше о том, чтобы было красиво. Красиво непременно получится.