Считается, что в массовом порядке увлечение этими яркими головными уборами началось в Европе после возвращения рыцарей из крестовых походов в страны Востока. Однако настоящая культурологическая плавильня нравов, мод, жизненных устоев и бытовых привычек была создана намного раньше – в византийской империи. Здесь Восток и Запад находились в таком долгом и тесном контакте, что неизбежно произошло взаимопроникновение.
Уже потом, только во время четвертого крестового похода, в 1204 году крестоносцы безжалостно разграбили Константинополь и практически уничтожили самобытную византийскую культуру. И только после этого началась массовое влияние востока на одежду европейских гранд-дам.
Корни у тюрбана персидские. Этим словом персы называли особую тончайшую вуаль, которую специальным образом обвязывали вокруг головы. Легенды гласят, что для настоящего тюрбана необходимо не менее девяти метров ткани. Но европейском исполнении таких жертв от модниц не требовалось. Все было гораздо проще.
Мода на восточную одежду в конце концов распространилась крестоносцами не только на Испанию, но и на другие королевские дворы Европы. Там она неизбежно подверглась местному влиянию. Так, скажем, при французских и бургундских королевских дворах создали свой вариант тюрбана, который назывался зендельбиндер. А в эпоху Ренессанса появилась еще одна разновидность – бальцо. Этот головной убор для удобства делали уже в готовом виде, жесткой формы, и его не надо было самостоятельно повязывать.
В последующие годы Восток несколько теряет свое влияние на образ жизни Европы. Некоторое подобие некогда популярного тюрбана в XV-XVI века можно увидеть в форме дамских чепчиков и манере их носить. Зато наполеоновские походы в Египет привели к возрождению не только стиля ампир, но и появлению на дамских головках драгоценных тюрбанов.
Эпоха бидермейера, позволившая заявить о себе стремительно разбогатевшим людям из некогда низшего сословия, не забыла и о тюрбанах. Они увеличились в размерах, шились из очень дорогих тканей, украшались перьями райских птичек и драгоценностями. Носили их с муаровыми платьями. Зато конец XIX века был наполнен театральностью и подготовил начало эпохи модерна.
Как ни странно, возращению моды на все восточное способствовала в начале прошлого века именно Россия. Европа была покорена русским балетом Сергея Дягилева, который представил роскошные восточные постановки «Шахеразада» и «Половецкие пляски», эскизы к которым делали Бенуа, Бакст, Рерих. В костюмах танцовщиков использовались расшитые бисером и золотом шифоновые и газовые ткани. Можно было увидеть широкие рукава, обшитые мехом и кружевом, юбки-шаровары, античные повязки на головах с драгоценными камнями и, конечно же, тюрбаны с перьями и эгретами.
Все это практически сразу же шагнуло со сцены в повседневную жизнь европейских (и прежде всего французских) модниц. Тем более что это увлечение поддержал и активно культивировал родоначальник Высокой моды Поль Пуаре. Именно тогда он создал свой известный «тюрбан махараджи», а после устроенного им грандиозного театрализованного праздника «Тысяча вторая ночь, или Торжество по-персидски» увлечение Востоком стало просто повальным. Сам хозяин встречал в тот раз гостей в атласном халате, тунике из белой тафты и, конечно же, в алом тюрбане.
Введенная Пуаре мода на тюрбаны внесла изменения и в парикмахерское искусство. Исчезли пышные прически, фальшивые локоны и парики, перестали использоваться шиньоны, придававшие прическе дополнительный объем. Именно тогда настоящим хитом стала гладкая маленькая головка с короткими темными волосами.
Следующий всплеск интереса к тюрбанам приходится, как ни странно, на довольно суровые и совершенно негламурные годы Второй мировой войны. Вынужденные забыть о женственности и элегантности на долгие годы, обладательницы тюрбанов хоть таким образом пытались создать нечто отличное от военной действительности. В ход шли любые ткани – от простого хлопка до твида.
История современного тюрбана ведет свой отсчет от конца шестидесятых годов, когда мода переживала эпоху радикальных перемен. Эти головные уборы, впрочем, продержались и в семидесятые годы, когда их предлагалось носить с яркими цветными брючными комплектами из трикотажного полотна.
Трудно сказать, что стало источником вдохновения для дизайнеров, вернувших тюрбаны в строй нынешним летом. Если отталкиваться от коллекции Prada с ее яркими атласными тюрбанами, то это, скорее всего, именно создания Пуаре. Если посмотреть на версию от Marc by Marc Jacobs, то несомненно влияние простоватых и наивных сороковых годов.
У Hermes и Ralph Lauren представлены не просто восточные, а скорее индийские мотивы, в которых тюрбан ближе к чалме с дорогими каменьями. А Kenzo и Derek Lam добавили к своим образам пряную нотку африканских пустынь, создав некий симбиоз мотивов и этнических настроений.
Как бы то ни было, трудно ожидать, что тюрбаны станут в наш прагматичный век суперпопулярными. Собственно говоря, дизайнеры на это и не рассчитывают. Создав яркие образы и откровенно ими любуясь в своих летних коллекциях, одновременно они предлагают так сказать облегченные, демократичные варианты – разнообразные широкие и объемные повязки на голову, которые как раз могут оказаться весьма практичным приобретением.
Автор: Галина ЮДАХИНА