Интерес к старой одежде существовал всегда, просто раньше не пользовались термином "винтаж". Например, мы можем увидеть, что и в 18-м веке была тенденция одеться под 17-й, т.е. к столетней одежде. А на протяжении всего 19-го века все стили в одежде исключительно повторяли прошлое: ампир повторял античность, романтизм внедрял мотивы Средних веков, Ренессанса, второе рококо копировало первое рококо, затем второе барокко…
Всевозможные псевдостили - псевдорусский, псевдороманский, и так до модерна. Поэтому уже в 19-м веке люди с удовольствием не только собирали античные вещи – картины, мебель, посуду, осветительные приборы, но и пользовались старинными веерами, старинными ювелирными украшениями, распарывали безбожно платья 18-го века, чтобы их перекроить на более современные подкорсетные платья 19-го века, использовали старинные кружева.
Не было такого сезона в 19-м веке, когда не было бы винтажного кружева прошлых лет, будь то Шантиньи, будь то малинское или брабантское кружево или венецианский гипюр. Пользовались также и старинной обувью, которую иногда использовали в маскарадных или бальных целях, а не как повседневную. И сейчас винтаж не повседневен. Винтаж сегодняшнего дня является эхом той моды, которая в 20-м веке приходила уже дважды.
Первый раз это было в конце 30-х годов, когда после коронации Георга VI, в 1937-1938 годы, перед Второй мировой войной, винтажная мода покорила Великобританию, женщины с удовольствием одевались в викторианские платья. Этот период в моде называется неовикторианским - использовались шляпки, сумочки, перчатки, другие винтажные вещи. В следующий раз это было в эпоху хиппи, когда весь винтаж прошлого пришел в моду начиная от моды 20-х годов - арт-деко, 30-х, даже 40-х, если говорить о моде на платформы, которые стали популярны в 70-е годы именно с легкой руки моды на винтаж.
И теперь винтажная мода очень сильна. Почему? Потому что вся мода сегодняшнего дня - исключительно ретро. Сегодня практически нет ни одного дизайнера, который бы создавал кардинально новый крой, новую линию. Человечество не смотрит в будущее, а только лицезрит свое прошлое. Им нравится отражение, потому что 21-й век оказался очень опасным, убийственным, мы теперь понимаем, что без войны жить просто не можем. Поэтому прошлое кажется отчасти более мирным, хотя не таким уж и мирным оно было на самом деле.
В моде прошлого многие находят романтизм, тогда как в моде настоящего его нет. С другой стороны, это также любовь к индивидуальному. Каждая винтажная вещь несет не только энергию хозяйки, но и труд того человека, который создал этот удивительный предмет, особенно если дело идет о ручной работе, вышивке бисером или стеклярусом, крестиком или ришелье. Таким образом люди, собирая винтажные вещи, как им кажется, приобщаются к более элитарной жизни, жизни бабушки или прабабушки. Сегодня в моде винтажные платья 60-х годов прошлого века, многие даже специально приезжают в Париж в знаменитую галерею Дидье Людо в Пале-Рояль.
Винтажное платье известного автора может стоить от 700 до 1500 евро, а на некоторые модели цены могут уйти и гораздо выше, если вещь принадлежала какой-нибудь известной киноартистке, скажем Джине Лоллобриджиде или Лесли Карон. Такие вещи, естественно, поднимаются в цене, но люди, собирающие винтаж профессионально, знают, где найти его недорого, как обойти препоны всевозможных наценок, которые делает каждая профессиональная галерея, торгующая этими именитыми старыми вещами.
Интересно также понять, почему именно тот или иной период истории входит в моду. В каждом процессе образования моды существуют схемы, которые можно назвать модной спиралью. Эта модная спираль всегда равна жизни одного поколения. Мода всегда возвращается, раз в 25-30 лет, следующий раз - раз в 50 лет, а следующий раз через сто лет. Поэтому как только проходит 25 лет, новое поколение видит огромное очарование в вещах своих родителей. Поэтому вовсе неудивительно, что в конце 60-х годов прошлого века в моду вошли 20-е годы, а в 70-е годы – 30-е, а еще позднее 40-е годы вместе с платформой и подкладными плечиками, вошедшими в моду в 80-е годы прошлого столетия.
Сейчас цикл другой, мы даже не располагаем таким количеством винтажной одежды 20-х и 30-х годов, слишком давно этот период ушел от нас, а вот близкий к нам период – 60-70-е годы. А теперь и 80-е дарят нам огромное количество этого самого винтажа, т.е. огромное количество вещей, которые можно купить, достать не только на рынках США, Западной Европы, но и у нас в России и носить с большим удовольствием.
Люди вносят в моду то, что еще возможно. Мы бы с удовольствием ввели моду на платья ампир, только их нигде не найти, кроме дорогостоящих аукционов, поэтому повальной модой они никогда не смогут стать. Мода только тогда имеет широкое хождение, когда продажа определенных вещей соответствует количественному спросу. Если спрос велик, а предложения нет, то нет и распространения.
В одной из моих последних книг "Европейская мода" я очень много рассказываю о винтажной моде, почти все страницы этой книги посвящены моей коллекции винтажной одежды, в которой около 10 000 предметов одежды и аксессуаров. Я ее постоянно экспонирую в различных странах - недавно в Париже на открытии марки Ирфе, следующая большая экспозиция пройдет у меня в Токио, в Японии. В Москве я старался радовать публику на последнем "Черешневом лесе", выставлял часть своей коллекции "Кино и мода", которая как раз затронула период 30-40-х годов.
Век винтажа довольно скоротечен, потому что все винтажные вещи гораздо более хрупкие, чем те, что делаются сейчас - полиэстер тогда не использовали, застежки были более тонкие. Одежда прошлого часто сделана из натуральных материалов – шелк, бархат, вуаль, кружево, муслин, то есть все то, к чему требуется не только специальный подход, но и очень бережное отношение в повседневной жизни. Естественно, что многие винтажные вещи радуют нас в течение нескольких дней - и пятно не удастся вывести, и шов может разойтись. Я, конечно, как коллекционер против того, чтобы люди носили винтажную одежду, потому что это убивает ее совершенно!
Нужно заметить, что винтаж сочетаем с современной одеждой, потому что вся современная одежда – это сплошь ретро, ничего новенького вам не сможет предложить ни одна марка - все только и делают, что копируют прошлое, 60-80-е годы. Вы не найдете ни одной марки, которая предложила бы вам кардинально новое. Возможно, такие маленькие марочки и есть, только их не носит широкая публика. Поэтому каждая винтажная вещь может только украсить любой современный костюм каким-то аксессуаром, какой-то деталью – шарфом, платком, поясом, сумкой или чем-то иным.
Людей, которые стремятся полностью подчинить свой образ какому-то времени, я встречаю очень мало. В моей жизни я встретил только двух таких женщин. Одна из них - англичанка, которая носила платья времен Первой мировой войны, у нее всегда была винтажная обувь, только винтажные чулки 1914 года, пояса к ним, панталоны, рубашки и корсеты. Она душилась только винтажными духами, пользовалась только винтажной косметикой. Таких людей сегодня в России Вы не найдете. Многие модницы, которые думают, что они любят винтаж, на самом деле просто смешивают несколько предметов, собирают шапочку, горжетку, вуалетку, думают при этом, что они и есть реинкарнация прошлого. Но они не слушают ту музыку, не ходят в старинном белье и не спят на старинной кровати.