Восточный Лондон 70 – 80х годов мало располагал к восприятию высокого искусства, а тем более творчеству: здесь с конца XIX века обосновались приезжие из всех концов Британской Империи в надежде найти кров и кое-как заработать на хлеб: бангладешские рестораны соседствуют с индийскими парикмахерскими, в выходные улицы буквально превращаются в рынки подержанных вещей и товаров из Китая. Здесь своя особая молодежная среда: ребята, чьи родители со всех концов земного шара озабочены исключительно заработком, с раннего детства предоставлены сами себе: компании хиппи, панков, байкеров, секты кришнаитов и растаманы. Именно в этой атмосфере вырос Александр Маккуин, и именно со взгляда на культуру Ист-Энда стоит начать, чтобы научиться понимать его творчество.
Александр Маккуин родился в семье таксиста, с детства имел пристрастие к портняжному делу. Родители с пониманием отнеслись к увлечению сына и сделали все возможное для развития его таланта: сначала он учился в школе Рокби для мальчиков в Статфорде, затем в колледже искусств и дизайна Св. Мартина, после окончания которого начал работу в довольно престижной мастерской «Андерс и Стефард» на Севил Роу, дополнительно подрабатывал в ателье театральных костюмов. Несмотря на всевозможные проделки (в жилет принца Чарльза он вшил лоскуток с надписью «Здесь был Маккуин», а на его пиджаке написал «Я сука»), Александр брал от учебы максимально много, работал над проектами больше и дольше других. С преподавателями ему необыкновенно повезло: он учился у дизайнера из Японии Кодзи Тацуно, у итальянца Ромео Гигли, известного стилиста Изабеллы Блоу.
В 23 года Александр Маккуин представил первую собственную коллекцию, которая послужила началом своего рода революции в мире моды. Все то, к чему привык выходец из Ист-Энда с детства, появилось на подиуме: заляпанные грязью майки и топы, ободранные кружева, брюки – бамстеры, ирокезы панков. Особый шок у публики вызвала коллекция «Изнасилование Шотландии»: у моделей ноги были обмотаны грязными и окровавленными бинтами. Так началась совсем другая мода: в размеренный мир белых перчаток и строгих платьев от кутюр врывается в буквальном смысле этого слова грязь с улиц, голод, нищета, особенности жизни и быта низов общества, эмигрантов, неформальных молодежных компаний.
Весенняя коллекция Alexander McQueen 2010 отражает три основные темы: изменчивость и коварство змей, таинственная жизнь подводных животных и оцифрованный мир компьютерной графики. На подиум выходят девушки, одетые в короткие платья из легкой ткани с принтом змеиной кожи и огромным капюшоном за спиной, похожим на голову кобры. Рисунок других нарядов больше напоминает математические фракталы – бесконечные геометрические фигуры. Цвета: синий, изумрудный, все оттенки голубого в сочетании с теплым бежевым, рыжим и оранжевым. Ткани: шифон, металлик, многослойный шелк без блеска, эксклюзивные синтетические полотна. Поклонники дизайнера отмечают, что коллекция Alexander McQueen 2010 выполнена в наиболее мягких и уравновешенных тонах, в его работах нет прежнего вызова и эпатажа. «Возможно, он достиг одного из пиков дизайнерской деятельности, когда бушующий талант усмиряется холодным разумом» - говорили после показов.
Обувь Alexander McQueen выдержана в общем стиле коллекции: тупые закругленные носки, напоминающие морды рептилий, иногда с металлическими накладками, высокий подъем или платформа, змеиная расцветка, голубая, черная кожа. Несколько пар туфель, но в основном ботильоны с открытым верхом и маленькими блестящими пряжками. По словам дизайнера, женщина олицетворяет в его новой коллекции мифическое морское существо, напоминающее то змею, то акулу, то дельфина. Некоторые модели одеты в совершенно черные обтягивающие костюмы с асимметричным рисунком, схожим с расцветкой касатки и такую же блестящую черную обувь. В целом Alexander McQueen весна – лето 2010 можно охарактеризовать как прозрачные глубины, наполненные рептилиями и невиданными морскими существами.
Одежда Alexander McQueen продолжает жизнь и после смерти модельера: предметы из последних коллекций уже подорожали в 5 – 10 раз, даже небольшие аксессуары невозможно приобрести без рекомендации дома моды. Владелец марки Франсуа-Анри Пино обещает продолжить работу в духе основателя, ведь осталась группа дизайнеров, подобранных Маккуином, многие уже более восьми-десяти лет разрабатывали с ним стили и идеи одежды. Alexander McQueen официально принадлежит Gucci Group, ее президент Робер Поле также говорит о продолжении работы бренда.
Мария Лев
Женский журнал JustLady
В рубрике Модные тенденции: вечерние туфли