В рубрике Гороскопы: народные приметы о весне
Как бы далеко не простиралась зона, которую человек может описать, внутри неё всегда найдётся место для неопределяемых понятий, рождающих народные приметы и суеверия, веру в плохие и хорошие приметы, которые помогали человеку выжить в огромном, порой очень не дружелюбном мире.
Многие суеверия, созданные нашими предками имели во времена их создания бытовой характер, например, примета просыпания соли. Хотя со времени появления этой приметы прошло много веков, до сих пор не знающие сути данной приметы люди, могут уверенно сказать, что рассыпанная соль к ссоре. Не зная, что эта примета родилась в народе только в ту пору, когда соль была очень дорогим удовольствием. Каждый её рассыпанный грамм приводил к ссоре в семье, где просыпали этот драгоценный продукт.
Или еще один пример бытовой приметы. Так до сих пор считается, что до рождения ребенка нельзя покупать ему никакие вещи. И у этого поверья есть свое простое, хотя и печальное объяснение. Дело в том, что в древние времена очень высока была смертность среди детей, а, кроме того, женщины часто рожали уже мертвых младенцев. Речь в данном случае идет о бедняках, и понятно, что женщины не могли нормально, полноценно питаться, отдыхать, следить за течением беременности – отсюда и высокая смертность. Но эта социальная неустроенность имела и другую сторону – до рождения ребенка (не зная того, что родится он живым), покупать какое-либо приданное для малыша считалось слишком накладным. Вот так и родилось это поверье.
И во времена наших предков, и в наши дни сохраняется примета: разбить зеркало к несчастью. Она носит такой же бытовой характер. Зеркала были неизвестны для славян, были созданы в далёкой Венеции и считались волшебной вещью, которая могла создавать отражения любой вещи. Не зря во многих народных сказках зеркало – волшебный предмет, который умеет разговаривать, указывает путь в волшебную страну, является проходной дорогой в потусторонний мир. Не знающие секрета создания зеркал наши предки приписывали им множество волшебных свойств и создали вокруг них множество народных примет и суеверий, которые порождали плохие и хорошие приметы, например, гадания и вопросы к зеркалу под Рождество. Девушки очень боялись и ждали времени Рождественских святок, чтобы заглянуть в зеркальный коридор для поиска образа своего суженого.
С введением христианства, у православной церкви устанавливается отрицательное отношение к приметам. Но, сколько бы мы не читали произведений о знаменитых личностях, мы можем с уверенностью сказать, что они, воспитанные в народных традициях, придерживались веры в народные приметы и суеверия, и никогда не начинали дел, не сверившись с плохими и хорошими приметами, соблюдаемыми в своём окружении.
Знаменитым примером веры в приметы может служить случай с А. С. Пушкиным, который спешил в Петербург. Вдруг дорогу экипажу поэта перебежал заяц, что считалось очень плохой приметой, поэтому Пушкин вернулся в имение. Если бы он доехал до Петербурга, не смог бы отказаться от участия в восстании его друзей декабристов - и поэта, который оказался бы обязательно с протестующими на площади, мы потеряли бы намного раньше.
Возможно, такая плохая примета стала для него хорошей, но не убедила всегда следовать суевериям. В жизнь Пушкина народные приметы и суеверия входили и за несколько дней до смерти. Кто не знает о том, что возвращаться – это плохая примета, хорошей приметой её не назовёт никто. Именно она стала роковой для Пушкина. Его современники утверждают, что, отправляясь на дуэль, поэт вернулся, но был связан словом и не мог отказаться от исполнения долга чести. Чем закончилась его дуэль, знает всякий, верить ли в то, что это - стечение обстоятельств или народные приметы и суеверия, каждый решает сам, история лишь рассказывает о том, что произошло в тот роковой день.
Массу домыслов, связанных с плохими и хорошими приметами, рождает до конца не осознанный потусторонний мир. Человек современности, слабо представляет, что произойдёт с ним после смерти, поэтому придумывает много фантастических историй, основанных на народных приметах и суевериях, давно созданных нашими предками. Знаменитый сказочный Кощей Бессмертный - яркий пример связи нашего мира и мира мёртвых. В его личности объединились все черты умерших людей, все их знания и богатства, все их помыслы и деяния на Земле, поэтому встреча богатыря в сказке с Кощеем – переход в мир умерших, плохая примета, которая не всегда спасает его от смерти, если он не приносит жертву (коня, доспехи). В наши дни хорошей приметой и обычаем считается на похороны знакомого человека прийти с «жертвой» - дать денежную помощь родственникам, принести цветы.
Мы забыли о понятии жертвенности в этой народной примете и суеверии, и выполняем это как долг перед перешедшими в иной мир. Встречу с похоронной процессией нельзя назвать плохой приметой, но хорошей приметой может быть ваше участие в скорби даже по незнакомому человеку. Не везде, но сохраняется традиция передачи посуды умершего первому встречному. Эта народная примета объединила сразу веру и суеверия, в своей погребальной традиции. Получая такой знак, человек думает о плохой примете напоминания о смерти, но все мы смертны. А хорошей традицией можно считать приобщение через предмет умершего к тайнам, которые недоступны человеку пока не сделавшему шаг в этот непознанный мир.
Есть приметы плохие, есть хорошие, но ясно одно – любая из них может принести пользу, если знать о том, как она родилась и для чего, собственно, появилась на свет.
Юлия Иванова
Женский журнал JustLady