В XVIII веке мода почти полностью зависела от французского двора. Последним новинкам из Парижа и Версаля подражали в Англии, Испании и особенно в России, только недавно почувствовавшей себя европейской страной благодаря петровским реформам. Во Франции же основную роль начинают играть женщины, прежде всего умные и образованные фаворитки короля, на которых он полагается охотнее, чем на своих министров. Самая известная из них – Маркиза де Помпадур. Она вела абсолютно самостоятельную политику, заключила союз с Австрией, назначала министров и маршалов, покровительствовала искусству, переписывалась с Вольтером и Дюкло. Время Людовика XV порой называют «правлением трех юбок», и конечно, мадам де Помпадур была самой известной и решительной из них.
Не менее успешна была мадам Дю Барри, начинавшая свою карьеру как проститутка и модистка, однако ставшая впоследствии официальной фавориткой, сумевшей поменять большинство министров после смерти своей предшественницы.
Одна из самых известных женщин этой эпохи – Анна Коссель, фаворитка Августа II Сильного, расположения которой стремились добиться гораздо больше, нежели самого короля. В России императрицы сменяли друг друга на протяжении почти семидесяти лет.
Начало XVIII века знаменуется сменой торжественного барокко на более легкое, но при этом более пышное рококо. В моде силуэт с тонкой талией, открытым декольте, утопающим в складках и кружевах, и огромной юбкой, которая крепилась на специальное сооружение – панье. Это особый каркас, который в течении всего столетия претерпевал серьезные изменения: сначала он изготавливался из металла, затем из проволоки, из китового уса или ивовых прутьев – все это попытки уменьшить тяжесть юбки. В начале XVIII века в моде были круглые панье в форме колокольчика – впервые в них появились актрисы в королевском спектакле, а изобретательные модницы мгновенно оценили находку. В середине столетия появляются панье с локотками – плоские со стороны лица и со спины и сильно разведенные в стороны по бокам.
Существовали даже отдельные панье для левого и правого бедра. В конце эпохи этот предмет гардероба неожиданно исчезает из моды, вместо него появляется небольшая подушечка - фокю, которая надевалась под юбку сзади. Платья шьются из легких воздушных тканей – шелка, кружев, тафты, муара. Практически не используются шерсть, бархат и расшитая золотом парча, столь популярные в предыдущие столетия.
Самым оригинальным изобретением моды XVIII века, без сомнения, являются многоярусные прически, достигавшие иногда в длину более метра. Их составление представляло собой отдельное искусство, в волосы вплетались цветы, тушки птиц, миниатюрные фигурки людей. Самые сложные изображали решающие сражения Семилетней войны, парусные суда, известные парки и архитектурные сооружения. Основной проблемой таких причесок были насекомые, вывести которых не представлялось возможным. Дамы даже носили с собой специальные палочки, которыми можно было унять зуд, не повредив прическу. Спать приходилось на специальных конструкциях из подушек, чтобы не испортить сложное сооружение. Из-за моды на высокие прически в XVIII веке даже изменились параметры дверей и карет, чтобы дамам не приходилось все время нагибаться или ехать, высунув голову в окно. Волосы покрывались многочисленными слоями белой или разноцветной пудры, если же они не были достаточно густыми, дама носила парик.
Пудра в целом была одним из самых необходимых атрибутов моды XVIII века – ее наносили на лицо и дамы и кавалеры. Макияж был весьма своеобразным по современным меркам: белое лицо, ярко розовые щеки и кончик подбородка, алые губы. Особое значение имели украшения и аксессуары. Самым ценным камнем считался бриллиант – из него делали ожерелья и подвески сложнейших форм, одно из них - Collier de la reinе стало причиной самого громкого расследования века. Мелкими бриллиантами украшали обувь, подол и ворот платья.
XVIII век называют веком кружев – самые изысканные и сложнейшие формы изготавливаются для королевского двора. В Брюсселе и Париже существовали целые кварталы кружевниц, где можно было приобрести изделие любой стоимости. Неотъемлемыми атрибутами даже самого простого платья считались атласные и муаровые ленты и банты из них. Существовали платья, рукава и лифы которых были сплошь усеяны мелкими бантиками разных оттенков. В моду входят духи: дамы носят с собой флаконы с фиалковой и розовой водой.
Такой роскоши и пышности, как в XVIII веке женская мода не достигнет уже никогда, после Великой Французской Революции в моду входит ампир с его отрытыми полупрозрачными платьями, небрежно убранными в пучок волосами, минимальным количеством украшений и аксессуаров.
Мария Лев
Женский журнал JustLady