Послереволюционная Франция отличалась от предшествующей эпохи не только политическим строем. Оттесняя платья и прически из сложных конструкций, набирают популярность откровенные полупрозрачные наряды в стиле ампир. Основным ориентиром в моде и в архитектуре XIX века была античность: силуэт, как мужской так и женский становится подобен стройной колонне греческого храма с небольшим украшением наверху и узкими складками по бокам. Новая мода зародилась на балах и собраниях прежней аристократии, чьи родственники были казнены во время революции. Дамы носили красные ленты и бархотки как символический след от гильотины и длинную белую рубашку, подобную той, в которой королева Мария-Антуанетта и ее фрейлины шли на казнь. Их называли merveilleuses – причудницами. Однако вскоре такой силуэт стал модным и среди других дам, в том числе горожанок и жен чиновников. Именно так одевалась возлюбленная Наполеона – Жозефина Богарне.
Платья имели высокую талию, закрепленную лентой прямо под грудью, от которой спускались длинные полупрозрачные складки до пола. В качестве нижней одежды служили тонкие обтягивающие панталоны телесного цвета (с течением времени они превратятся в современные чулки и колготки), натягивание которых было отдельным искусством. Вместо жестких туфель из кожи на тяжелом каблуке в XIX веке в моду входят тонкие шелковые балетки с длинными лентами, опоясывающими крест накрест ноги до колен по образцу античных моделей.
Мода XIX века стала революционной и в плане украшений. Уходит в прошлое любовь к бриллиантам и золоту, за эталон красоты берется античная камея, которая может быть выполнена из слоновой кости, черепахового панциря или камней – халцедона, опала. Особую популярность приобретают короткие прически – в память об осужденных на казнь дамах, которым коротко отрезали волосы. Еще одна модная тенденция – кудри или небольшой свободный пучок, перехваченный несколькими лентами.
В 1837 году в Англии наступает период правления королевы Виктории, который продлится более полувека. Молодая чувственная королева проявляла большой интерес к нарядам, и весь двор следовал за ней. Со второй трети XIX века в моду входит романтизм, который характеризуется вниманием к оттенкам собственных чувств, природе, любовью к длинным средневековым одеяниям, плащам, небольшим шляпкам и чепцам с изящными рюшами. Чтобы представить себе моду XIX века достаточно вспомнить «Джейн Эйр» или героинь «Войны и мира». Особо популярной считалась прическа, при которой лицо обрамляли два локона, а основная часть волос зачесывалась высоко наверх и закреплялась в виде пучка, иногда украшенного несколькими лентами или цветами. Чтобы подчеркнуть тонкую талию, помимо пышной юбки, делали широкие рукава и плечи, в которые иногда даже вставлялся каркас из китового уса, таким образом, силуэт дамы становился похожим на песочные часы. Ворот, обильно украшенный кружевами и рюшами, плавно переходил в линию плеч, пышно обрамляя локти дополнительными складками. Украшениям в XIX веке отводилась особая роль – в моду входят медальоны с изображениями любимых или детей, иногда там же хранится прядь волос. Вместо прежних неудобных туфель становятся модными небольшие шнурованные ботиночки с закругленными носками. В качестве верхней одежды приобретают популярность разнообразные шали, муфты и боа, прикрывающие лишь часть пышной юбки.
Благодаря экспансии Англии и Франции в восточные страны, Африку и Индию появляется много экзотических элементов гардероба – тюрбаны, парчовые ткани, яркие украшения из бирюзы и кораллов. Такое количество новых атрибутов не сразу нашло разумное место в европейском гардеробе, часто являясь причиной несуразных и странных образов.
Одно из ключевых достижений моды XIX века – кринолин. В отличие от предыдущих более громоздких и тяжелых конструкций он был сделан таким образом, чтобы в нем можно было легко сидеть, наклоняться и делать сложные фигуры танцев. К необходимым элементам одежды относятся белые кружевные рукава и воротник, которые лишь слегка выглядывали из-под верхней одежды. Дама обязательно носила перчатки, которые допускалось снимать лишь во время обеда, драгоценные перстни и браслеты часто надевались прямо поверх ткани. В XIX веке в моду снова входит корсет, который затягивал талию до 50 – 55 сантиметров, что могло серьезно повредить здоровью его обладательницы.
После смерти своего супруга в 1861 королева Виктория погружается в нескончаемый траур, продолжавшийся практически 40 лет, а вместе с ней и весь двор. Поэтому в конце XIX века в моду входят черный и серый цвета, украшения из черного оникса, мориона и темных оттенков агата. Пышные платья сменяются более спокойными и простыми, пропадает большое количество рюшей и кружев. Дамы среднего сословия одеваются и вовсе скромно, полностью закрывая плечи и шею.
Мария Лев
Женский журнал JustLady