Сергей Михайлович, есть мнение, что в наши дни институт семьи себя изживает. А семья всегда считалась ячейкой общества. Если это действительно так, то что же будет в ближайшее время и вообще с обществом?
Спасибо за ваш вопрос. Конечно, семья по определению не может себя изжить ни в нашей стране – в России, нигде в мире, потому что это действительно ячейка общества, и без семьи просто не будет продолжения рода человеческого. А вот то, что сегодня государство наше, власть абсолютно забыло про семью, про семейную политику, про то, что даже в статистических данных нужно учитывать не абстрактного иждивенца или работающего, а семью, допустим, с тремя детьми. И за единицу расчета брать нормальную российскую семью, где есть мама, есть муж и жена, и есть трое детей. Именно трое! Как норма. И рассчитывать, допустим, корзину потребления – сколько нужно такой семье, чтобы, допустим, обуть-одеть, сходить раз в месяц, может быть, в театр с детьми, купить им книжки, сходить в кино, нормальные жилищные условия чтобы были созданы – вот что нужно делать. И я должен сказать, что есть такой термин – «просемейная политика», и я убежден, что государство должно проводить просемейную политику. Когда у нас, еще по инициативе Владимира Путина, когда он был президентом, начала реализовываться демографическая программа – и слава Богу, и какие-то позитивные изменения мы уже видим – тогда Владимир Путин сказал замечательные слова. К сожалению, за этими словами я не увидел какой-либо конкретики… А слова были дословно такие: «В России материнство и отцовство должно стать престижным». Причем, как мы помним героя известного фильма, этот престиж должен измеряться в рублевом эквиваленте. Как например идея, о которой я давно говорил: почему бы в семье, где есть трое детей одному из родителей – по выбору самих супругов – не платить родительскую зарплату? Допустим, муж хорошо получает, жена не очень хорошо получает: пускай она получает 10—15 тысяч рублей в месяц – хотя бы – и она посвятит себя детям. А это время пойдет ей в трудовую книжку – в стаж, чтобы она, так сказать, ничего не теряла. А может быть, будет где-то ситуация, когда жена хорошо зарабатывает, и отец согласится проводить время с детьми – мальчишки, например, у них растут – будет у них, значит, тренером по футболу или по хоккею, и будет их воспитывать. И за это платить зарплату. Поэтому то, что семья по определению никогда себя не изживет для меня, просто как для гражданина России, очевидно.
А вот то, что государство до сих пор очень мало внимания уделяет семейной политике – это правда, и здесь нужно в корне ситуацию менять.
Что делает и что могло бы сделать Государство для укрепления и развития семейных ценностей в обществе?
Здесь я вижу две составляющие – материальную и моральную. Материальная совершенно очевидна. Ну наверняка вы слышали такой термин – он, можно сказать, бытовой, хотя кто-то говорит, что это демографический термин – «отложенный ребенок». Что это такое? Молодые женятся, студенты, допустим, старшие курсы, им жить негде – в прямом смысле. Они живут в общежитии, или снимают: и он, и она. И они говорят друг другу: «Вот мы поженились, но детей мы заводить с тобой не можем, потому что давай мы на ноги с тобой встанем, и потом только у нас появится с тобой первенец, мальчик или девочка. И к сожалению, случается так, что этот первенец вообще никогда не появляется. Более того, и семья эта молодая, опять же потому что она без детей, она очень быстро иногда распадается. Почему так происходит? Да потому что нет возможности получить жилье. Не когда-то там, когда вы будете уже супер-профессионалами, будете зарабатывать деньги, карьера состоялась, тогда все замечательно, все это будет. Но квартира-то нужна сегодня. Сейчас. В том числе чтобы дети рождались. И отсюда я делаю простой вывод – для того, чтобы у нас семьи были крепкими, чтобы у нас детей было в семьях больше, нужно создать материальные условия. Государство должно платить нормальную зарплату будущим родителям этих детей. Государство должно обеспечить жильем. Государство должно сделать так, чтобы семья была уверена в своем будущем, чтобы они не боялись опять же рожать детей, понимая, что они спокойно прокормят, обуют-оденут, что ребенок получит образование – вот эта уверенность тоже должна гарантироваться государством. Это материальная сторона. Теперь моральная. Дело в том, что, я сейчас приведу очень характерный пример: лет пять назад социологи России, Российская Академия наук очень серьезное исследование проводила, социологическое. И опрашивались женщины, как это говорят, репродуктивного возраста, то есть женщины, которые в силу своего возраста могут иметь детей. Выборка, как социологи говорят, была репрезентативная: опрашивались женщины в крупных городах, в маленьких городах, в деревнях; на севере, в центральной части России, на юге, в национальных республиках, на дальнем востоке – по всей России спрашивали. И женщинам задавался один из ключевых вопросов – очень интересный вопрос. Женщине говорилось: гипотетически, представьте себе, что у вас вообще никаких материальных проблем нет, у вас муж зарабатывает очень хорошо, у вас квартира трех…-четырехкомнатная, может, даже пятикомнатная, у вас есть дача, у вас есть машина. Каждый год вы можете ездить с семьей, со всеми детьми, ездить к морю, и вообще даже не в Сочи, а вообще заграницу. То есть у вас достаток хороший. И гарантировано, что у вас такой достаток и останется, то есть завтра там мужа не выгонят с работы. При таких условиях: сколько детей вы тогда будете иметь в вашей семье? Ответ российских женщин: получается, что женщины готовы родить 1,98 ребенка (ну простите, что такие цифры). То есть даже двух детей в этой семье, в среднестатистической российской семье, не было бы. Почему? Здесь, как вы видите, материальные-то проблемы вроде бы и не будут довлеть. Значит что? Значит, что-то у женщин здесь (показывает на голову) и здесь (показывает на сердце), что мешает им в принципе посвятить себя детям, посвятить себя семье. Вот те изменения социальные, которые происходят во всем мире: это может быть желание сделать карьеру, может быть желание не привязывать себя к плите, к детям, к стиральной машине, желание заниматься чем-то другим. И отсюда я выхожу на то, о чем мы говорили – моральность. Материнство, отцовство – слова Путина пятилетней давности – должно стать престижным. Об этом должны сниматься фильмы. Вот я помню советский фильм «20 лет спустя», Гундарева играла, пришла к одноклассникам, изъясняла, что у нее там столько много детей. На самом деле – счастливая семья, и она счастлива, в отличие от многих своих одноклассников, которые там карьеру сделали. И вот больше, увы, я такого фильма сейчас не помню. Должны писаться романы, повести, рассказы, должны быть какие-то очерки журналистские – этого ничего нет, потому что, к сожалению, когда идет мамочка и много деток, она в спину может услышать себе нелицеприятные высказывания других людей, что вот мол там… ну я не буду повторять эти плохие слова. Это оценка общества. А должна быть оценка другая – какие вы молодцы! Третий ребенок в семье – это же решение демографической проблемы в отдельно взятой семье. Если у мужа с женой есть двое детей, то значит сколько было человек на земле, столько они после себя и оставили – то есть тут хотя бы не убыло. А сейчас у большинства российских семей – у 59% российских семей – один ребенок в семье. Получается, двое родителей оставляют после себя одного человека. А если третий ребенок – это уже прибавка, сначала в одной семье, а потом уже и по всей стране. Поэтому вот так – может быть, немножко длинно отвечал, но зато по существу.
Расскажите, что для вас семья? Без чего или кого, на ваш взгляд, семья - не семья?
Семья – это, прежде всего, традиции. Вообще классическая семья должна, прежде всего, учить общежитию и перенимать опыт поколений. Классическая семья должна быть такая: вот молодые родители, их дети и бабушки с дедушками. Не где-то там далеко и раз в год к ним на каникулы приехать, ну может быть, не обязательно сейчас… бывают, кстати, такие большие дома… так, кстати, и живут, но это уже люди состоятельные, не каждый может себе такое позволить. И для меня семья – это, прежде всего, традиции и то место, куда ты всегда придешь, и какой бы ты ни был – красивый-некрасивый, успешный-неуспешный, счастливый-несчастливый, семья тебя всегда примет, потому что ты для семьи единственный, семья тебя любит, и твоя жизнь, и твои проблемы – это проблемы всей семьи. Это вот действительно, как мой дом – моя крепость. Как гавань, куда после любых штормов ты всей душой тянешься и знаешь, что там тебе будет хорошо. Мне кажется, вот так должно быть в семье. По крайней мере, это не должно быть место, куда не хочется идти, потому что там проблемы, там на тебя орут, тобой недовольны, говорят, что ты неудачник, что ты такой-сякой, мусор не вынес, на футбол пялишься, телевизор смотришь, на диване лежишь – ну на самом деле, на диване лежать некогда, надо делом заниматься, это уже моя личная точка зрения – ну одним словом, когда в семье скандалы или неуважительное отношение друг к другу, никакой радости не будет. А когда семья, где действительно дорожат друг другом, уважают, когда родителям интересно с детьми время проводить, в семье, и где-то поехать что-то посмотреть, или выбраться в музей, или выбраться вместе в тур-поход, в кино, вот такая семья доставляет настоящее человеческое счастье.
Какой ваш рецепт семейного счастья?
Ну наверное мы уберем слово «моего», пусть будет универсальный рецепт. И начнем с того, что никакого рецепта быть не может. Как сказал Толстой, все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья несчастна по-своему. И наверное, в этом какая-то правда есть. Я считаю, что… ну здесь немножко мы отступим, и я скажу свою точку зрения о том, что такое мужчина. Я даже скажу две точки зрения. Одна точка зрения моя, а одна точка зрения – мне высказала ее одна моя очень хорошая знакомая. Она мне сказала это несколько лет назад, но я это запомнил, потому что оно даже графически изображается. Я даже нарисую. Чем отличается мужчина, с моей точки зрения, чем отличается настоящий мужчина. Настоящий мужчина – это тот, кто умеет совершать поступки и отвечать за них. Все. Это мое личное определение. Это я сам придумал. Ну может, где-то прочитал об этом. Я не знаю, но это вот мое такое убеждение. И вроде бы это такая простая формула. Но если у вас есть любые знакомые мужчины, вот вы посмотрите на него и задайте вопрос: вот этот мужчина, он вообще совершал поступок, допустим в последний год. Или в последние там пять лет, или десять. И оказывается, не каждый день ты совершаешь поступок. Иногда за жизнь там случается один поступок, или два, или десять, или три, или пять, но вероятно вы ответите таким образом: похоже, еще мой знакомый мужчина не совершал поступок, но он способен на поступок. Именно на поступок. И вы сразу поймете, в чем здесь разница. Вот когда мы говорим о поступке, это действительно поступок это не то, что муж встал ночью и решил вынести ведро мусорное. Он думал, что до утра потерпит, а жена хотела, чтобы он вечером вынес. Ну вот мы опять к этому ведру банальному, но ничего страшного… Так это вот, значит, мое определение, а моя знакомая… ну… из меня художник плохой… вот буквы М=Л+Л, то есть Мужчина равняется Лидер плюс Личность, и если графически две буквы Л соединить, получается вот буква М. Вот она и говорит, что настоящий мужчина – это лидер и личность. Если он лидер, но не личность, значит, что-то хромает. Если он личность, но не лидер, значит, тоже что-то не так. Это вот ее субъективная точка зрения, но я ее запомнил, она мне понравилась. Почему я начал говорить о мужчине, отвечая на вопрос о семейном счастье. Убежден, что мужчина должен нести ответственность – персональную, личную – за семейное счастье в своей семье. Он должен принимать решение, он должен отвечать за все, в том числе за счастье жены, за счастье детей, за достаток в семье – это его задача. Если ему жена будет в этом помощницей, может она сама и личность и лидер, но все-таки она женщина, замечательно. А если это не так, значит, он должен все брать на себя. Ну и памятуя о том, что я уже говорил, что в некоторых семьях там ссорятся и ругаются, и наверное, без этого трудно обойтись, я убежден, что мужчина всегда должен первым идти на примирение. Первое – просить прощения. Даже если он считает, что он не виноват, корона не упадет – попроси прощения, потому что ты сильный, и ты отвечаешь за счастье и за спокойствие в семье. Если что-то идет не так, значит, ты виноват, ты недоглядел, погляди на себя, проси прощения у своей любимой жены и живите дальше счастливо. Вот мой рецепт семейного счастья.
Сложно ли быть женой политика?
Непросто. С чем сталкивается жена политика? Ну допустим, такого вот публичного человека, именно политика. Жена сталкивается с тем, что про мужа пишут абы что, мужа, простите меня, полощут в газетах, называют негодяем. Ну в данном конкретном случае, самое такое ласкательное – это небритый социализм. Это я вот про себя. Есть один такой политик, который меня регулярно так называет. И жена должна все это читать, все это она пропускает через себя, здоровья это ей не прибавляет. Это одна сторона дела. Вторая сторона дела – муж все время на виду, и как правило, он без нее, и как правило, подолгу он на работе. И ненормированный рабочий день – муж может приехать в два часа ночи. Так что, во-первых, тут должно быть абсолютное доверие, если он говорит, что у него важное совещание, значит у него действительно важное совещание, а не то, что обычно женщины начинают думать. И если женщина начнет политику высказывать, что вот ты такой-сякой, и вообще что это у тебя за совещания, и почему от тебя женскими духами пахнет (ну всякое бывает – были женщины, и аромат в комнате стоял), хотя все в жизни бывает. Так вот женщина-жена политика, безусловно, должна быть готова вот к таким форс-мажорным обстоятельствам в своей жизни: и то, что мужа практически дома не бывает, то, что муж не принадлежит семье. Что если, допустим, они пошли погулять в парке, и вдруг к нему подходят люди и говорят ему: Ой, товарищ такой-то, а вот я хочу у вас спросить… И он не должен отмахнуться, он должен остановиться и должен пообщаться с человеком. И жена должна терпеливо все это сносить. Я так понимаю, вы не просто так спрашиваете, а отталкиваясь от вопроса о юных девушках, ну могу точно сказать, что на жену политика никто нигде не учит. И знаете, как еще говорят? Чтобы стать генеральской женой, надо выйти замуж за солдата. Политики не становятся крупными политиками в одночасье, они идут к этому всю жизнь. И если есть твоя половинка, которая с тобой прошла и огонь, и воду, и медные трубы, то когда человек становится политиком, то жена несет этот крест, это бремя, потому что на самом деле это бремя, это крест.
Любовь – это...
Когда мы говорим о семье, и вы просили сказать, что такое семья, то на самом деле надо понимать, что наряду с теми определениями, которые я сказал, как то: гавань, где тебе будет комфортно и хорошо, конечно, прежде всего, семья – это любовь. И я сейчас хотел бы зрителям сказать формулу любви. Это не будет формула математическая, а скорее определение любви. Я в свое время увлекался философией, часто читал различные философские труды, и конечно философы часто поднимались до рассуждения о таком уникальном явлении человеческом как любовь. И я однажды нашел определение у французского философа, у человека, который пережил фашистские лагеря, остался в живых. Его зовут… звали, потому что его сейчас в живых уже к сожалению нету, Виктор Франкл, и он в одной из своих работ дал определение любви. Я не побоюсь этого слова – гениальное. После того, как я прочел это определение, нигде никогда я не нашел лучшего. И я считаю, что его можно прямо в граните вытесать, потому что я считаю, что это гениальное определение. Я его назову сейчас. Любовь – это человеческое свойство признавать абсолютную исключительность другого человека. Вот подумайте – здесь больше ничего ни убавить, ни прибавить. Во-первых, это только человеческое свойство. Наши собаки и кошки нас любят, но это другое. Человеческое свойство признавать абсолютную исключительность другого человека. Кстати тут речь идет о любви матери к ребенку, отца к сыну или дочери, наоборот – детей к родителям. Мы любим бабушек и дедушек, мы любим любимую женщину. Наверняка, с вами когда-нибудь такое было – вы видите пару, парень с девушкой, и думаете: ну как же так? Они ведь совсем не пара. Она там какая-нибудь красавица, а он страшный. Или наоборот – он красавец, а она какая-нибудь серая мышка. Но они счастливы! И видно, что это не просто какая-то любовь, потому что это она для всех серая мышка, а для него она абсолютное исключение, единственная в мире, и он ее любит. Потому что это тайна великая есть, что такое любовь, но вот Виктор Франкл попробовал расшифровать, и мне кажется, у него получилось.