Самое главное качество, играющее на руку человеку, попавшую в новую среду – внимательность. Обращайте внимание на все, что происходит вокруг вас. Присмотритесь к своим коллегам: насколько интенсивно они работают, как выглядят, как общаются. Эта информация может вам очень сильно пригодиться в будущем. По трудовому законодательству непосредственный руководитель обязан ввести нового сотрудника в курс дел компании, разъяснить его должностные обязанности и познакомить с коллективом. На практике это происходит не всегда. Не стесняйтесь самостоятельно знакомиться с новыми людьми, будьте инициативны.
Перед началом работы в самый первый день работнику должна быть предоставлена должностная инструкция. Прочтите ее очень внимательно и не позволяйте коллегам пользоваться вами для исполнения их работы. Да, вы новый сотрудник и должны многому научиться в компании, но это не значит, что следует угождать всем подряд и становиться мальчиком на побегушках. Учитесь отказывать, если чувствуете, что вас собираются использовать. Так же перед началом работы сотруднику рассказывают об особенностях распорядка дня, требованиям к внешнему виду и других тонкостях существования на новом месте работы. Но даже если вам рассказали лишь часть интересующей вас информации, вы, разумеется, можете задавать вопросы коллегам. Кстати, на первых порах работы внутреннее устройство жизни в организации является отличной темой для подержания разговора. И вы узнаете много интересного, и ваши новые коллеги оттают и смогут поделиться с вами чем-то помимо графика производственных мощностей.
Следите за тем, что вы говорите, где и как. В какой коллектив вы попали сразу очень трудно понять. К тому же, первоначально все люди кажутся добрыми и милыми. С вами, как с новичком, скорее всего, не будут обсуждать общих тем, поэтому будьте предельно осторожны в своих суждениях относительно чего бы то ни было. Не разобравшись толком во взаимоотношениях в коллективе, вы можете поставить себя в неловкое положение или же дискредитировать раз и навсегда. К тому же, сплетни и доносы, к сожалению, тоже никто не отменял. Будьте настороже!
Не ведите себя вызывающе, даже если вы по натуре балагур и душа компании. Выскочек нигде не любят, кроме того, в каждом коллективе, как правило, уже есть свой неформальный лидер. Осмотритесь сначала хорошенько, а уже потом начинайте проявлять свой характер в полную силу. Помните, что впечатление, которое сложится о вас в самом начале, когда интерес к вашей персоне повышен, потом будет очень трудно, если не невозможно, исправить.
Обычно в коллективе с хорошей психологической обстановкой прижиться легко и просто. Если же вы чувствуете, что вам тяжело и даже невозможно сработаться с новыми людьми, требования руководителей завышены, а многие ваши права не соблюдаются, задумайтесь, а стоит ли вам оставаться на такой работе? Ведь, в конечном итоге, моральное спокойствие гораздо полезнее для здоровья, чем деньги, которые придется тратить на посещения невролога.