Рабочий процесс можно разделить на два типа:
- Ориентация на сам процесс
- Ориентация на результат
Ориентация на рабочий процесс
Этот подход наиболее распространен в России. Главной чертой этого типа является то, что работник фокусирует все свое внимание на ходе выполнения работы, не обращая внимания на конечный результат, который поставил перед ним руководитель. Для работника становится важным осуществление деятельности на определенном отрезке времени. Как ни странно, но такое отношение к работе воспитывается уже с детства различными учреждениями и родителями.
Существует ряд причин, которые заставляют работника ориентироваться на процесс работы:
- Формирование раннего мировоззрения, которое ориентировано на процесс.
- Неверно или нечетко сформированная начальством цель.
- Недостаточность информации о возможностях достижения поставленной цели.
Самое большое влияние на работоспособность подчиненного оказывают второй и третий пункты.
В компании деятельность, которой направлена на процесс, можно увидеть ряд отличительных признаков:
- Частые совещания, после которых нет результата или же незначительный поверхностный результат.
- Руководство часто задает вопрос: «Почему не выполнена работа?»
- В компании нет четкой системы за контролем качества.
- Для выполнения задач ставятся большие сроки, чем реально требуется.
- Отсутствие документированных планов работы.
- Отсутствие документированных отчетов о выполненной работе.
Ориентация на результат
Самом ценным в деятельности каждого человека является результат его работы и не важно, чем этот человек занимается.
Эффективность достигнутого результата можно определить по выполняемым условиям:
- Достижение результата за планируемое время.
- Достижение результата с использованием запланированных ресурсов.
- Четкое достижение запланированного результата.
Для каждого работника, который нацелен на эффективную и продуктивную работу, важным является получение результата и совсем не важно то, что произойдет срыв поставок или другие обстоятельства, которые могут оказать влияние на достижении поставленной цели.
Такой подход к работе имеет множество преимуществ перед первым вариантом работы:
- Удобство при диагностике появившихся проблем
- Быстрое устранение проблем
- Быстрое развитие любой деятельности
- Высвобождение дополнительного времени у каждого работника, занятого в определенной сфере деятельности
- Повышение уровня ответственности
- Улучшение взаимоотношений в коллективе
- Стремление к сотрудничеству
- Увеличение степени самооценки работников
- Повышение интереса к осуществляемой деятельности
Чтобы в организации сформировать деятельность, которая будет ориентирована на результат, нужно:
- Руководитель компании должен четко определить цель деятельности фирмы. И в случае непонимания поставленной задачи со стороны работника уметь дать объяснения и правильно направить его.
- Организация планирования деятельности. В плане должны быть четко проставлены сроки выполнения, необходимые ресурсы и ожидаемый результат.
- Определение лиц, которые будут ответственными за данные виды работ; тщательный контроль над выполнением каждого этапа плана.
- Разработка системы штрафов и поощрений, чтобы выработать условные рефлексы.
Также надо отдельно отметить, что самую большую ответственность за происходящее несет руководитель компании. И если подчиненный не справился с поставленной целью, то главная вина ложится на руководителя, так как он не смог донести до сотрудника поставленную задачу или же он допустил ошибку при приеме данного сотрудника на работу. А если сама компания ориентирована на процесс, то в первую очередь на процесс ориентирован и сам руководитель фирмы. Рыба гниет с головы!