Ораторское искусство. Уроки древних мастеров

Юлия Соболева, автор JustLady.
Ораторское искусство. Уроки древних мастеров
Для того чтобы стать хорошим оратором, требуется талант и упорный труд. Но это не значит, что нужно безвольно отказываться от попыток овладеть искусством слова. Каждому нужно верить в себя, работать над собой и понимать, что говорить и как говорить.

Ораторское искусство зародилось в Древней Греции и по праву стало важнейшим искусством, помогающим как решить государственные дела, так и сформировать общественное мнение. Античному оратору было важно не только убедить аудиторию, покорив смелостью и оригинальностью мысли, но и призвать к торжеству добра, справедливости, гражданского долга. Еще в III в до н.э. Греция, а чуть позднее и Рим, славились риторскими школами. При этом риторика представляла собой сложную систему, включающую философию, лингвистику, логику и поэтику. Совершенствовали красноречие софисты, профессиональные ораторы, учителя философии и риторики. В начале новой эры интерес к риторике стал постепенно исчезать, но с приходом христианства в V – VI в. и распространением ислама спустя столетие ей снова тали уделять внимание. Риторика стала религиозно-нравственной и должна была призывать к соблюдению моральных норм и основных церковных догматов. Уважали красноречие и в странах ближнего Востока, где оно проникало в правовые, религиозные и государственные отношения. Да и на протяжении всей истории человечества лучшие традиции красноречия сохранялись.

Чему же могли научить древние мастера ораторов нового времени? Перечислим основные требования к речи: содержательность, информативность и насыщенность. Проще сказать, речь должна быть умной. Для слуха нет ничего более оскорбительного, чем гладкая сладкоголосая речь глупца. Над страстью глупцов к произнесению длинных речей смеялся еще Эразм Роттердамский в «похвале глупости». Любую информацию можно назвать полезной лишь в случае ее объективности и правдивости.

Ясная и точная речь. Поиск слов, способных адекватно и точно отразить мысль, совсем не прост. Писатель или поэт сможет найти для этого время. Риторик – нет. А при аморфности, вялости мысли, убогом лексиконе и низкой общей культуре речь засоряют двусмысленные слова и выражения. По словам римского учителя красноречия Квинтиллиана говорить нужно так, «чтобы тебя нельзя было не понять».

Краткость выступления. Важно не только завоевание внимания слушателя, но и удержание его. Интересное выступление не кажется длинным, а для такой краткости следует отказаться от всего лишнего, второстепенного. Говорить и писать кратко не так просто. Неслучайно отметил это парадокс Блез Паскаль: «Я написал длинное письмо, потому что у меня не было времени, чтоб написать короткое».

Эмоциональная речь, волнующая души и внушающая желаемое настроение. Достигается она умелым применением интонаций: от вкрадчивых и мягких до страстных и пламенных. Для риторика важно не только правильно передать смысл каждой фразы. Он должен прочувствовать, а иногда и пережить ее. Устная речь рождает слова и мысли практически одновременно. Однако излишний пафос, который срывается на крик, указывает на дурной вкус и амбициозность. Как отмечал Цицерон, такой риторик кажется слушателям «бесноватым среди здоровых и чуть ли не вакхантом, хмельным среди трезвых».

Теги: урок,мастер,искусство,риторика,древние

Ораторское искусство. Уроки древних мастеров - Версия для печати