Другой вопрос: где та хрупкая грань, отличающая неосознанное стремление к воровству, от сознательной, тщательно подготовленной кражи? В этом вопросе современная психиатрия заходит в тупик. Опытные врачи могут вспомнить случаи, когда попросту не срабатывал считавшийся основным признак отличия тех от других – если клептоманы крадут вещи не с целью получения материальной выгоды, то воришки во главу угла ставят именно этот принцип.
Еще в советские времена, например, был случай, когда человек воровал костюмы в универмаге. Он надевал в примерочной костюм под свой собственный и таким образом выносил костюм из магазина. Клептоман это или воришка? Учитывая, что костюм является материальной ценностью, и человек нанес госучреждению несомненный ущерб, специалисты в то время сделали вывод о том, что налицо – явное воровство. Но с другой стороны, костюмы эти были человеку ни к чему, некоторые из них вообще не подходили ему по размеру, и надевать на себя он их не собирался. Таким образом, получается, что это все-таки не злодей, а просто больной человек, страдающий пусть редким, но все-таки расстройством психики.
В настоящее время существуют определенные методики, способные если не полностью вылечить клептомана от его пагубной страсти, то, во всяком случае, значительно снизить его болезненную страсть к воровству. Одна из таких методик – лечение гипнозом. Но проблема здесь в том, что чаще всего сами клептоманы не обращаются за помощью.
Случаи клептомании, что бы по этому поводу не говорили СМИ, наблюдаются крайне редко. Западная статистика утверждает по этому поводу, что лишь одна двадцатая часть выявленных мелких воришек на самом деле подвержена пагубной страсти. И в случаях, когда пойманный за руку в супермаркете, например, воришка начинает утверждать, что он болен клептоманией, и судить его нельзя, опытный психиатр сразу же увидит подвох.
Дело в том, что в большинстве случаев клептоман никогда не признается в сжигающей его страсти. Буквально по пальцам психиатры могут перечислить случаи, когда истинный клептоман сознавался в своей болезни и добровольно согласился бы пройти курс лечения.
Таким образом, клептомания – это не желание заполучить материальную ценность, здесь полностью отсутствует принцип корысти, а, говоря языком психиатров, это расстройство влечения, точно такое же заболевание, как, скажем, пиромания, когда необъяснимым образом человек стремится созерцать и поддерживать огонь.