Во-первых, бывает два вида критики, а от этого зависит и наша реакция на нее. Критика бывает справедливая, а бывает не вполне заслуженная. Бывает даже, что критикующий нас скатывается на обвинения и оскорбления, зачастую совершенно не справедливые.
Если вас критикуют правильно, например, начальник упрекает вас в том, что вы опаздываете все время на работу и ничего не можете сделать в срок, и вы знаете за собой этот грех, то стоит согласиться с тем, что ваш критик прав. Признайте свои ошибки без вызова и спокойно. Скорее всего, обвинения иссякнут, и разговор перейдет в более спокойное русло.
Не стоит оправдываться, этим вы занимаете позицию маленького ребенка. Не надо строить фразу, чтобы она звучала: «Да, но...». «Но» - это протест, и ваш собеседник может снова завестись, чувствуя ваше сопротивление. Взрослый человек всегда готов взять на себя ответственность за свои поступки, ошибки и промахи. Если вы хотите, чтобы в вас видели взрослого, ведите себя как взрослый. Критика неприятна, но не стоит обижаться на критикующего. Ведь именно вы сами явились источником и причиной недовольства. Проанализируйте свои поступки и попытайтесь сделать выводы.
Но часто бывает так, что вы не согласны с критикой. Особенно, если обвиняющий обобщает единичные случаи, придирается по мелочам, да еще и высказывает свои замечания в оскорбительной форме.
В данный момент, когда на вас кричат и когда вас незаслуженно оскорбляют, не важно, что послужило причиной этого выпада – плохое самочувствие вашего собеседника, его скверный характер, его желание выплеснуть куда-то свои собственные негативные эмоции или личная неприязнь к вам. Вам нужно достойно выдержать и прекратить эту ситуацию. Самым слабым ходом будет зеркальная реакция. Если вы начнете в ответ на оскорбления оскорблять, кричать в ответ на крик, то вы, тем самым, просто скатитесь на уровень вашего собеседника, примете его правила игры и, скорее всего, проиграете, т.к. защитная реакция всегда более уязвимая. И уж точно вам не удастся погасить конфликт.
Также не надо говорить собеседнику «Да вы сами!» или «А вы что, лучше?». В этом случае выввязываетесь в конфликт по чужим правилам, рождая новую волну негатива.
Попробуйте спокойно и как можно более доброжелательно, без ехидства и иронии, спросить: «Что еще вас не устраивает?» Пусть собеседник выговорится полностью, перечисляя все пункты, по которым имеет к вам претензии. Выслушайте все спокойно, до конца, если есть хоть что-то, в чем вас упрекнули, справедливо, спокойно скажите: «Да, в тот день я опоздал/упустил этот момент/забыл о встрече». Признав хоть какую-то часть своих ошибок, вы, скорее всего, смягчите вашего оппонента, покажете ему, что готовы вести спокойный разговор. Глупо кричать на того, кто спокоен и даже в чем-то с вами согласен.
В большинстве случаев критикующий либо постепенно теряет свой запал и успокаивается, переходя к конструктивной беседе и анализу, либо, видя, что его попытка испортить вам настроение не удалась, теряет интерес к разговору.