Креативность – это творческая направленность личности, способность к созданию новых идей, готовность к нестандартным решениям проблем. На бытовом уровне это можно назвать смекалкой, свободой от штампов, способностью к нетривиальному мышлению.
Школьное обучение должно развивать способность к творчеству, а не только логическое мышление. Каждый из детей потенциально талантлив, но в процессе обучения и воспитания может потерять творческую энергии, приучившись мыслить «по шаблону». Воспитание креативности связано с созданием условий, в которых от ребенка требуется самостоятельность выбора, когда пути выполнения задания могут иметь множество решений, а результат невозможно заранее запрограммировать - он непредсказуем.
Это связано с такими видами деятельности, как изобразительное, музыкальное, литературное творчество. Однако в каждом предмете имеются возможности для того, чтобы найти баланс между творческими заданиями и задачами на развитие логики. В педагогике приняты термины «закрытые» и «открытые» задачи:
1. Задачи, не допускающие двоякого толкования условий и имеющие единственно верное решение, называются закрытыми;
2. Задачи, описанные условия которых имеют некоторую неопределенность, допускаются разные варианты решений и ответов, называются открытыми.
Неоднозначность путей решения, их множественность создают для школьника поисковую ситуацию, когда от каждого требуются навыки анализа, способность к сопоставлению вариантов, выбору решения. Система подобных заданий направлена на раскрытие творческого потенциала ребенка, на воспитание его креативности. А это означает необходимость развития в детях способности видеть проблемы, умения их понимать и решимости принимать решения.
В школьных программах обучения и развития прописана необходимость подготовки выпускников к социализации в обществе. Сложный меняющийся мир требует гибкости и обучаемости, понимания реалий и адаптации к ним.