В практической психологии молчание нередко используется как отличный способ сосредоточить внимание пациента на обсуждаемой теме, на индивидуальных ощущениях, эмоциях, переживаниях. Либо, в отдельных случаях, выразить сочувствие, соболезнование, поддержку.
Длительное молчание собеседника может также быть сигналом тревоги или растерянности. Во время непродолжительно молчания человек может просто-напросто искать уместные в данном случае слова для того, чтобы продолжить рассказ (либо просто для того, чтобы не сказать лишнего). Иногда во время молчания люди оценивают то, что сказали ранее, пытаются сделать выводы и проанализировать возникшие догадки.
Нередко молчание свидетельствует о том, что за ним последует серьезный и необходимый в данной ситуации вопрос. Следовательно, молчание позволяет человеку сосредоточиться, вести разговор наиболее продуктивно и, возможно, принять для себя важные решения.
Одна из важнейших невербальных коммуникаций, которой очень эффективно пользуются многие психологи, – это соблюдение пауз в разговоре. Пауза – это предоставление собеседнику возможность высказаться, выразить свое мнение по обсуждаемому вопросу. Если в разговоре присутствуют паузы, значит человек действительно заинтересован, он обдумывает свои мысли и, возможно, пытается направить беседу в нужное русло. Также пауза – это возможность дополнить сказанное или же уточнить какой-то момент. Очень часто людям требуется длительная пауза для того, чтобы оценить сложившуюся в беседе ситуацию и принять соответствующее решение.
У каждой паузы в разговоре есть собственное значение. Так, в спорных и неоднозначных моментах беседы даже небольшая пауза может означать, что общение зашло в тупик. Однако именно во время паузы могут быть найдены и варианты выхода из сложившейся ситуации. Считается, что хороший психолог непременно должен в совершенстве владеть и пользоваться такими невербальными коммуникациями как паузы и молчание, поскольку это одни из самых лучших способов вывести пациента из сложных душевных состояний.