Вера изначально создала противопоставление смертного тела бессмертному духу. В разных религиях они соотносятся по-разному, но лейтмотив всех мировых религий одинаков. Физическая жизнь рассматривается как нечто ущербное в том или ином понимании по сравнению с жизнью духовной (загробной/идеальной/тонкой/божественной), как подготовительный и малозначимый в целом этап бытия. Поэтому для физического существования человека религия носила скорее законодательный, этический и во многом анестезирующий характер (вспомним «опиум для народа»), нежели имела целью объяснить принципы мироздания.
Отвечая на вопрос «почему?» простой формулой «так угодно Богу», религия полностью снимает с повестки дня вопрос «как?», делая мир непознаваемым. Более того, стремление к познанию «непостижимого божьего промысла» становится формой греха в некоторых религиях. Недаром вкушение плодов от Древа Познания приводит к столь радикальным последствиям для человечества. Смысл грехопадения понятен: первые люди ослушались божьего запрета, за что и поплатились, день ото дня познавая на собственном опыте все стороны добра и зла. Но почему запрет был наложен именно на Древо Познания? Яхве не счел нужным что-либо объяснять. «Такова воля Божья». Точка. Нельзя сказать, что иудеи полностью отказались от знания, определяя свое бытие принципами Торы. Об этом свидетельствует хотя бы каббалистика, но это знание не для широкого употребления. Непосвященным же отведена роль безмолвных исполнителей Закона Божьего.
Античным же мыслителям либо роднее были принципы буддизма (Гераклитово «познай себя» как аналог джнана-йоги), либо из мистических учений они предпочли перенять более «точную» их часть (нумерология пифагорейцев), или же политеистическая культура древней Греции не располагала к простому следованию Заповедям. Как бы то ни было, не отрицая божественного начала как первопричины вещей, они стали предпринимать попытки объяснения законов бытия, руководствуясь не только духовным аспектом, но и вполне материальным. Можно сказать, что они пытались определить не столько божественные мотивы, сколько божественные методы построения мироздания, возводя их в ранг законов. Тем самым они сделали познаваемым немистическими средствами не только внешний мир, но пытались определить объективные законы и для психических процессов.
С принятием христианства в Европе католическая церковь ввела строжайшее табу на какое-либо объективное познание не только души, но и всего сущего на долгие века. Наука была приравнена к колдовству, и те, кто не пожелал уйти в подполье, а хотел поделиться своими открытиями с человечеством, зачастую заканчивали жизнь на костре. С началом эпохи Возрождения изучение и объяснение поведения человека в физическом мире обрело новую силу. Накопление знаний в естественных науках привело к тому, что их методы стали абсолютизироваться, что привело науку о душе к крайней форме материализма, а именно к механицизму, когда все бытие человека стало объясняться через рефлексы. Научными (объективными) в психологии признавались только такие данные, которые поддавались точному измерению.
Такое представление господствовало в психологии почти до середины прошлого века. Смене научной парадигмы в этой области, как ни странно, способствовали именно точные науки. Развитие квантовой механики привело к тому, что противопоставление физиков лирикам совершенно утратило актуальность. Вновь открытые закономерности поведения субатомных частиц, сенсационные исследования в области нейрофизиологии, развитие кибернетики и теории систем, дискредитация шовинистических представлений в этнографии и антропологии, объективное изучение измененных состояний сознания не как патологических, изучение религиозно-мистических текстов как объективного описания реальности в метафорической форме заложили основу для нового миропонимания. Отныне религиозный, мистический, трансперсональный опыт перестал противопоставляться науке, но стал одним из ее объективных методов. Материя и дух перестали быть антагонистами. Все сильнее становится тенденция рассматривать их как части единого, непрерывного, целостного континуума, имя которому – объективная реальность, в котором материальное без духовности так же немыслимо, как и обратное.