По мнению психоаналитиков, доверие - это, в первую очередь, доверие младенца к матери. То, насколько она адекватна и расторопна в удовлетворении детских нужд, формирует у ребенка уже на первом году жизни базовое доверие или недоверие к матери. Поскольку мать является самым значимым, едва ли не единственным человеком в первые месяцы жизни младенца, то доверие к ней в дальнейшем распространяется на все социальные объекты. Это не удивительно: если ребенок по какой-то причине не может доверять собственной матери, то какие у него могут возникнуть основания для доверия к посторонним?
Чем в данном случае может быть вызвана реакция недоверия к матери? Ортодоксальные фрейдисты называют это «плохой грудью». Это означает, что мать либо не может удовлетворить потребность ребенка в питании, либо ее удовлетворение наступает несвоевременно или крайне затруднено. Рассматривая младенца как существо с примитивнейшими потребностями, Фрейд и его последователи полагали, что нужды ребенка ограничены лишь своевременным питанием и физическим комфортом. Когда младенец сух, в тепле и не испытывает недостатка в молоке по первому его зову, он ощущает нечто подобное внутриутробному блаженству вселенской гармонии. Он может всецело положиться на мать, в некотором смысле даже управлять ею, и тогда у него не возникает причин для недоверия к новому для него окружению и условиям существования.
Можно было бы осмеять такую трактовку доверия как весьма недалекую, если бы не то обстоятельство, что мы сплошь и рядом встречаемся с мужчинами, питающими немотивированную слабость к женщинам с «пышными формами» (если бы это было не так, то количество операций по увеличению груди было на несколько порядков меньше). Но что это означает? Да то, что множество мужчин выбирает себе спутниц, руководствуясь соображениями полугодовалого младенца. Несколько огрубляя можно сказать, что для них женщина с большой грудью будет «хорошей мамочкой». Т.е. обеспечит им сытость, сухость и тепло.
Однако последователь Фрейда Э. Эриксон интерпретирует младенческий кризис базового доверия несколько по-иному. Он считает, что благополучное его разрешение до года еще отнюдь не гарантирует того, что подрастающий ребенок не станет недоверчивым в последующем. Ему придется столкнуться еще с множеством ситуаций, в которых его базовое доверие будет проверяться на прочность. Да и сам кризис первого года связан не столько с непосредственным удовлетворением потребности в пище, сколько с отношением матери к ребенку. Таким образом, он выводит кризис формирования доверия за пределы чистой физиологии и привносит в него социальный подтекст. Мать выступает для ребенка, прежде всего, как представитель социума, в котором существуют определенные правила и традиции. Если ее поведение не противоречит установленным социальным нормам, то ребенок может чувствовать, что «все нормально» даже в том случае, если с его вскармливанием возникают сложности (в западном понимании).
Поведение матери во многом определяет формирование у ребенка доверия к миру и людям не только на первом году, но и в дальнейшем. Но это не единственный фактор. Мы привыкли думать, что у детей «оголенные нервы» только в подростковом возрасте. Это так, но только отчасти. Существуют дети, от рождения награжденные особым типом темперамента, при котором чувствительность, мнительность, впечатлительность иногда выходят за рамки нормы. Но это не патология – просто особенности нервной системы, которые необходимо учитывать при взаимодействии с такими людьми. Про некоторых говорят, что у них «слоновья кожа», про иных, напротив, что у них «обостренные чувства» или «болезненное восприятие». Зато такие люди обладают тонкой интуицией, наиболее наблюдательны, склонны замечать малейшие детали, восприимчивы к настроению и состоянию окружающих.
Недоверчивость может служить также показателем такого защитного механизма психики, как неосознанная проекция. Руководствуясь собственными мотивами, люди часто приписывают аналогичные мотивы окружающим. Это то, что в быту называется «судить по себе» с той только разницей, что такое суждение происходит неосознанно. Если собственные мотивы не могут быть расценены как социально желательные, человек предпочитает не осознавать их в своем поведении, а переносить на других. Чувствуя за собой «неправедные устремления», человек склонен приписывать такие же устремления всем в собственное оправдание. Например, чаще всего отъявленные ревнивцы – это те люди, которые сами не без греха. Именно на этой особенности психики построен такой принцип психодиагностики, как проективные методики.