Кавалер Ордена Британской империи, турок родом с Кипра Хуссейн Чалаян – самая противоречивая и парадоксальная фигура в мире высокой моды. Каждая его коллекция вызывает шок, она словно бросает вызов последним не сдающим пошатнувшиеся позиции традициям. Его причисляют к авангардистам, творящим в стиле минимализма, но каждый его наряд хранит некую тайну даже при максимальной открытости.
Хотя Чалаян и пытается заставить воспринимать человеческое тело по-новому, его одежда не стремится к агрессивной сексуальности. Это сложный инновационный крой, удивительные детали и новейшие материалы. В его моде есть что-то космическое, возможно, то, что станет привычным века так через полтора. В числе его постоянных клиенток Леди Гага – а это уже говорит о многом.
Хуссейн Чалаян всегда соединяет несоединимое – только в его моделях сочетаются войлок и шерсть, кашемир и полиэтилен. А одна из его первых коллекций вообще была выполнена из бумаги и ржавого железа, за что дизайнера прозвали «алхимиком моды». Но, несмотря на вызывающий авангардизм, одежда от Чалаяна женственна и изящна: сказываются английские традиции, ведь модельер живет в Лондоне с 12 лет. Закончив художественную школу Уорикшира и лондонский центральный колледж искусства и дизайна Святого Мартина, где изучал дизайн и моду, Чалаян отметил окончание учебы коллекцией «Касательные потоки». Ткань для нее была собственноручно закопана дизайнером вместе с металлическими опилками на заднем дворе, а потом извлечена на свет.
Все модели вызвали восторг, и их сразу приобрел знаменитый магазин Browns. Первый профессиональный показ состоялся в 1994 году, а в следующем Хуссейн победил сотню претендентов в конкурсе на оформление водки Absolut. Заработанные 28 тысяч фунтов позволили ему участвовать в Лондонской неделе моды. Чалаян начал сотрудничать с певицей Бьорк, а в 1998 и 2000 годах был назван в Британии дизайнером года.
Модельер часто водружает на головы своих многострадальных моделей тяжелые шлемы или маски – как отражение социальной стандартизации, не терпящей индивидуальности. Однажды Чалаян обыграл паранджу: его модели вышагивали в ней по подиуму кто частично, а кто и полностью обнаженными.
Важной вехой в творчестве дизайнера стал показ 2000 года «Послесловие». Девушки стягивали с кресел чехлы и молниеносно превращали их в наряды, а русская манекенщица Наталья Семенова надела юбку, которой оказался журнальный столик. Неудивительно, что Чалаяна многие считают сумасшедшим. «Я не человек моды, не человек искусства, я человек идей», — утверждает модельер. Показать взаимосвязи в этом мире – такова задача каждой его коллекции, и пока ему это удается.
В 2003 году Хуссейн представил видео, в котором женщина путешествовала в капсуле из Лондона в «волшебный город» Стамбул, который для Чалаяна так же важен как Париж и Нью-Йорк. Показ 2007 был посвящен одеяниям будущего: платья сверкали светодиодами, длинные подолы превращались в короткие, а молнии поражали воображение скоростью застегивания.
В следующем году светодиоды были уже лазерными – помогло сотрудничество с брендом «Сваровски». Тогда же Чалаян стал креативным директором компании по производству знаменитой спортивной одежды Puma. Входящая в ту же корпорацию PPR Gucci group начала финансировать коллекции дизайнера, что позволило ему обрести финансовую свободу.
Хуссейн Чалаян каждый год поражает ценителей новыми изысками. В 2009 году он показал силиконовые наряды, словно летящие по ветру, а в следующем поразил эклектичностью. Платья со стразами до пола соседствовали с джинсами, космические принты – с пончо и огромными шляпами. Коллекция 2011 года наиболее приближена к городской моде: строгие геометрические силуэты, черный и белый цвета, яркие акценты. И это уже, действительно, можно носить.