Для начала лучше определиться с творческой идеей и техникой, зависящими от уровня собственных творческих и материальных возможностей. Будет ли это яркий шарф, занавеска, покрывало, ткань для абажура или обивка для стула. Исходя из этой идеи, выбирайте себе ткань, желательно натуральную и с полотняным переплетением волокон. Для абажуров, люстр, занавесей подойдет тонкая, полупрозрачная ткань, а для постельного белья, декоративных элементов мягкой мебели – ткань плотнее. Ткань перед росписью обязательно нужно выстирать, даже если она новая.
Существует много техник росписи по ткани. Доступными будут холодные способы росписи, например, контурная роспись, свободная роспись, набойка, свободная акварельная роспись, роспись с использованием соли, роспись ткани под мрамор – марблинг. Для большинства из них понадобится деревянная рама, предварительно обклеенная строительным скотчем, чтобы краска не впитывалась в дерево и не подкрашивала ненужным образом ткань.
Итак, возьмите ткань, для начала светлую, из натуральных волокон. Из хлопчатобумажных для тренировки и первых опытов подойдут батист или шифон, бязь, мадаполам, маркизет и полотно. Ткань уже должна быть выстирана, выглажена и натянута на раму с помощью кнопок или булавок, для небольших работ можно использовать пяльцы нужного размера.
Вам понадобятся акриловые краски, которые можно приобрести в любом художественном салоне или магазине канцтоваров. Удобнее будет работать с красками, которые разбавляются водой, а закрепляются горячим утюгом. Внимательно ознакомьтесь с особенностями красок в магазине, чтобы с закреплением рисунка потом было меньше хлопот.
Для росписи по ткани, так же как для настоящей живописи, нужны кисти. В том же магазине приобретите кисти разных размеров. Две круглые – тонкую и среднюю, и одну плоскую большую, если нужно будет закрашивать значительное пространство. В идеале кисти должны быть из натуральной мягкой щетины (беличьи). Но главное, чтобы у влажной кисти был тонкий кончик.
Кроме того, понадобится различная посуда – для смешивания красок (палитра), для промывания кистей. Вода дистиллированная или кипяченая – для разведения красок. А также ватные палочки, чистая ветошь, поролоновые губки, - чем можно удалять излишки краски.
Итак, вы полностью готовы к холодной, бесконтурной росписи. Сделайте на бумаге, или распечатайте, эскиз рисунка, затем переведите на ткань. Для этого возьмите толстый мягкий карандаш (№8, например) обязательно неострый, с закругленным концом. Или же мыло/мелки для ткани, - у портних они всегда есть. Теперь можно раскрашивать рисунок.
Кроме того, для нанесения рисунка на ткань можно использовать трафареты. Они придают уверенности тем, кто пока боится кисти, а также позволяют «штамповать» повторяющийся узор. Ну и через трафарет можно сделать первичный набросок губкой, а затем, когда подсохнут краски, уже кистью доводить рисунок до совершенства.
Кстати, белое полотно можно тонировать, т.е. полностью покрыть нежным тоном. После подсыхания краски, по ней можно рисовать дальше.
Можно рисовать и по сырой ткани, получая акварельный эффект. Протрите участок ткани влажным тампоном и начинайте рисовать, краска будет растекаться чуть больше, тона плавно перетекать друг в друга. При этом немного потеряется насыщенность красок, но ее в нужных местах можно будет добавить, когда ткань подсохнет. Тогда же можно будет завершить более четкие детали точными и яркими штрихами, где необходимо.
Законченная работа должна просохнуть в течение одних-двух суток (смотрите в инструкции к краскам) и затем в течение 5 минут проглаживается с изнанки утюгом – так фиксируется краска. Температура утюга выставляется в зависимости от вида ткани. Изделия с рисунком можно стирать при температуре до +40°С с умеренным использованием моющих веществ. А главное, их можно носить или использовать в интерьере!