Началось все с того, что бенедиктинские монахи решили делать особые стеклянные сосуды для своего знаменитого ликера. Их способ, объединившись с традициями венецианских стеклодувов, стал основой производства муранского стекла. Вскоре ремесло стало настолько прибыльным и популярным, а стеклодувов в Венеции стало так много, что их было решено переселить на остров Мурано, дабы избежать пожара в деревянном городе. Мастерам были предоставлены особые льготы (к примеру, дочерям стеклодувов было разрешено сочетаться браком с особами «голубых» кровей), но вот выезжать с острова, равно как и рассказывать кому-то секреты производства стекла было строжайше запрещено. Впрочем, некоторые тайны все-таки были раскрыты – так, Людовик XVI сумел заполучить рецептуру изготовления зеркал.
В 1797 году наполеоновские войска оккупировали Венецию и уничтожили все цеха и мастерские по производству муранского стекла. Затем Венеция и вовсе присоединилась к австрийской империи Габсбургов, которые покровительствовали богемскому стеклу, и производство было забыто на долгие годы. Только в 1854 году семейство Тосо организовало фабрику по изготовлению стекла. Сначала братья производили обычное бытовое стекло, но затем начали возрождать традиции муранских мастеров. Искусство начало возрождаться, стали появляться новые мастерские: Fratelli Barovier, Salviatidott, Lorenzo Radi, Francesco Ferro & Figlio, Antonio fu Bartolomeo.
Сегодня производством муранского стекла занимаются несколько фабрик. Самая крупная из них - Formia, а самым знаменитым мастером считается Сильвано Синьоретто. Стеклодувы сотрудничают с современными художниками и дизайнерами. Производят из муранского стекла вазы, чаши, светильники, люстры, статуэтки небывалой красоты. Отдельной отраслью является, так называемое, conterie – изготовление бус, стразов и бисера из стекла.
Чем же заслужило муранское стекло такую славу и почему это искусство, несмотря ни на что, все равно возрождается буквально из пепла? Дело в том, что оно абсолютно уникально, каждое изделие из муранского стекла несет в себе тепло человеческого дыхания и прикосновение рук. Все предметы из этого материала изготавливаются вручную: мастер набирает жидкое стекло на грушевидный конец специальной трубки и начинает дуть в нее, придавая изделию нужную форму. Существует огромное разнообразие способов декорирования стекла: стеклянная вить или филигрань, техника пулегозо, кракелаж и многие другие. Таким образом, мастера получают очень гладкое и чистое стекло, при желании цветное или прозрачное, с будто «кипящими» пузырьками внутри или мелкими трещинками снаружи.
Стоимость современных изделий очень высока. Чтобы обезопасить покупателей от подделок, мастера снабжают свои работы сертификатами и знаками подлинности.