Есенин - один из подлинно русских поэтов. Родился в семье крестьян, в селе Константиново близ Рязани. Деревенская жизнь, тогда еще полная глубокой веры православной, с самого детства глубоко вошла в его душу и поэзию. Юный Сережа Есенин пишет стихи с детства: сначала подражательные, затем – удивительно самобытные, напоминающие время от времени то духовные песнопения, то народные сказки в стихотворной форме, то волшебные сновидения, записанные на бумаге.
Выучившись в Константиновском четырехклассном училище и Спас-Клепиковской учительской школе, получив специальность учителя школы грамоты, Сергей Есенин оставляет родную рязанскую землю и в 17 лет уезжает в Москву – там была возможность более существенного заработка в мясной лавке, где отец будущего поэта служил приказчиком. Далее – работа в знаменитой типографии Сытина и увлечение революционными веяниями, а одновременно – историко-философский факультет.
Через три года Есенин отправляется в Северную столицу, где знакомится с цветом русской поэзии начала ХХ века: Александром Блоком (который был очень впечатлен вполне профессиональными стихами, казалось бы, провинциального мальчика), Николаем Гумилевым, Николаем Клюевым и другими. Примерно тогда же (1916 год) выходит первый сборник поэта «Радуница» - с теми самыми, чистыми, сказочными стихами о природе, о Боге и Богородице, о животных и, конечно же, о деревне и родной стороне. Рязань он не забывал даже в самую тяжелую пору своей жизни.
После революции 1917 года Есенин уже окончательно оседает в Москве, пишет вдохновенные «революционные» стихи и поэмы, где опять же сам для себя становится неразрешимым парадоксом: с одной стороны – православный Есенин увлекается богоборческими настроениями, а с другой – его поэзию по-прежнему не покидают библейские сюжеты, мотивы и образы. Только в более поздних стихах и поэмах заметна разочарованность и отчаяние: советский строй не принес ожидаемого поэтом обновления и духовного воскрешения.
От отчаяния есенинский герой ударяется в загул – так появляются стихи, объединенные заглавием «Москва кабацкая». Стихи, возмущавшие общественность и попиравшие все этические нормы того времени. Но внимательный читатель увидит в них все ту же чистую душу, только изношенную, израненную, не нашедшую иного выхода в новом мире, как перебираться из одного кабака в другой.
Женитьба на Айседоре Дункан – еще одна иллюзия, попытка начать новую жизнь, но «сытый голодного не разумеет», а американка русского не поймет, и брак двух ярких и неординарных, терпит болезненную для обоих неудачу.
По возвращении из Америки Есенин с новыми силами принимается за воспевание своей Родины – правда, светлых тонов в этих стихах все меньше и меньше, а на первый взгляд выходит глубокая драматичность и даже трагичность мироощущение. Как будто предчувствие близкого преждевременного конца и прощание с любимым краем.
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
В свою дорогу Есенин ушел в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года. По одной из версий, поэт покончил с собой, повесившись в номере «Англетера». Других смущает, что «самоубийца» Есенин был жестоко избит. Есть предположение, что чекисты преследовали поэта за обличение Советской власти и убили, инсценировав при этом самоубийство. Ушел из жизни совсем не так как хотел.