В настоящее время в России более 3-х тысяч агентств, выступающих в качестве посредников между заказчиками модельных услуг и самими моделями. Многочисленные портфолио, адреса, десятки и сотни блестяще выполненных заказов – вот что может продемонстрировать чуть ли не каждое из них при ответе на вопрос: а что это вы тут делаете?
Но посредник – он и есть посредник: берет свой законный (и незаконный) процент, привлекает все новых заказчиков и моделей. Это классическая пирамида: и финансовая, и кадровая. Но крах им (а точнее, системе модельного бизнеса) не грозит. Претендентов на звание моделей хоть отбавляй, а их ценителей – и подавно.
Что же могут предложить российские модельные агентства? Стоит отметить, что любое агентство существует на нескольких уровнях: уровень для начинающих (обучение, составление профессионального портфолио), уровень для заказов (например, участие в презентации продукции не самой «раскрученной» фирмы или бренда), уровень для моделей, при взгляде на работу которых, так и хочется сказать: «Высший пилотаж!». Они имеют право выбирать заказы, но обычно этого не делают, так как знают, что в шоу-бизнесе незаменимых практически нет.
Последняя категория моделей привлекает зарубежных партнеров, и поэтому девушки и юноши «высокого полета» стараются как можно быстрее заключить контракт едва ли не с первым западным агентством, которое делает им предложение. Здесь нет ни малейшего намека на недальновидность работников подиума, речь идет о том, что владельцы почти каждого российского агентства рассматривают свой бизнес как «соковыжималку» без гарантий (трудовых, социальных) для тех, кто попал в ее переплет. Профессия модели возрастная: лишь немногие счастливчики, выбравшие ее, смогут работать после 28-30 лет. А что дальше?
Поэтому в последние годы многие модели, которые здраво оценивают свои перспективы на подиуме, осваивают смежные профессии (фотограф, стилист) или получают образование. Совмещать курсы или обучение в вузе с тяжелой работой на «доброго дядю/тетю» в агентстве им, конечно, непросто, но модельный бизнес дисциплинирует и приучает к мысли о том, что каждый должен есть свой хлеб.