Кукольный гламур - Fashion Royalty, можно расценивать как часть всеобщего современного всемирного тяготения к блеску и нищете глянца на журнальных разворотах в «огламуренных» мозгах. Но в конце концов, каждый выбирает свой путь самосовершенствования. Выбрали его и «родители» русского Fashion Royalty, начав в 80-е годы зарабатывать изготовлением эксклюзивных шарнирных кукол, принимавших участие в выставках за рубежом и приносивших их создателям неплохой доход.
Конечно, на Западе «кукольный бизнес» существовал к тому времени уже достаточно давно. Процветали владельцы кукольных галерей и устроители выставок. Известная всем Барби, растиражированная по всему миру бледная тень кукол, пользующихся бешеным спросом у коллекционеров. Даже не тень, а так, шарнирная карта-схема анатомических подробностей женского тела. Впрочем, многие западные куклы до сих пор грешат этим недостатком, и та же Барби с пристегнутым животом, имитирующим интересное положение, просто эконом-вариант кукольного гламура. Классическая провинциальная барышня, пытающаяся слепить свой образ из блесток и мишуры, чтобы приблизиться к идеалу.
Уже к 90-м годам российские кукольники вышли на мировой уровень. За ними закрепилась слава мастеров, которые создают кукол не просто эксклюзивных, а почти живых, пробуждающих воображение, а не низменный интерес. Открылась и первая галерея – «Роза Азора». К сожалению, многие специалисты к тому времени уже ушли из жизни, кое-кто из кукольных «авторитетов» не считал для себя приемлемым торговать телом, пусть даже не своим, а кукольным. Поэтому спрос до поры до времени намного превышал предложение.
Бизнес диктовал свои законы, согласно которым для роста прибыли необходимо было увеличить количество авторов, способных делать кукол на заказ или по крайней мере, создавать эскизы для прелестниц, выпускаемых ограниченными тиражами. Поэтому в 90-е в Москве было основано несколько студий, где стали обучать новообращенных кукольников основам мастерства.
Поначалу «старые» мастера и неофиты никак не могли поделить сферы влияния на рынке кукол (хотя кто только не мог поделить эти пресловутые «сферы» в лихие 90-е). Но потом ситуация стабилизировалась: «молодые» приобрели опыт, и перед ними открылась широкая дорога, а «старикам» достался не только почет, но и немалая часть доходов от слияния двух направлений в российском «кукольном бизнесе». Иными словами, «пупсятина», как называли ранее изделия «новеньких» все кому не лень, вышла на более качественный уровень, приняв в свои целлулоидно-резиновые ряды работы признанных мастеров. Споры о художественности и о высоком предназначении между профессорами кукольных наук и их учениками постепенно сошли на нет, превратившись в балаган дешевых дискуссий о том, говорит или нет высокий процент продаж тех или иных кукол об искусстве их создателей.
Еще в начале 2000-х годов время от времени устраивались красочные перформансы и спектакли для самых маленьких, за оформление которых отвечали прославленные дизайнеры. Теперь же подобные мероприятия превратились в обычные вечеринки и тусовки коллекционеров, где детям делать нечего. Несмотря на все это, до сих пор есть в мире кукол люди, способные создать бесценный шедевр.
Что ж, всю эту грустную во многих отношениях историю можно рассматривать как конец еще одной прекрасной эпохи в мире русского искусства. Можно пойти и еще дальше, и по примеру многочисленных писателей-фантастов представить себе мир, в котором будут действовать не люди, а куклы. Впрочем, тенденция очевидна: гламур – в том числе и кукольный – никогда не будет с человеческим лицом.