Кто-то промолчит и сделает вид, что не заметил, будто коллега расстроился. Другой махнет рукой и скажет: «Ну что ты обращаешь внимание на эту ерунду?» Третий обнимет и потреплет друга по плечу.
Реакция на боль ближнего зависит от воспитания, опыта, количества пережитых страданий. Человек, испытавший много душевных потрясений или телесных повреждений, не будет причинять боль другим. Он не понаслышке знает, как это не сладко.
Чуть преувеличенная аналогия прояснит суть. Пожилой человек поскользнулся и упал. Кто-то пройдет мимо, другой скажет: «Ой». Третий поможет подняться. Человечность проявляется в том, чтобы протянуть руку и помочь.
Плачущий нуждается в утешении. Если человек сдерживает себя, боясь потерять контроль и «ударить в грязь лицом», он тоже нуждается в утешении. Только не у всех на виду, не прилюдно. Ему будет приятна поддержка, но гордость не позволяет принять помощь.
В деловом мире редко показывают «истинное я». Поэтому можно использовать поддержку в два этапа. Прилюдно приободрите человека. Когда останетесь вне поля зрения и слышимости других людей, скажите что-то теплое, значимое для него. Если в тот момент собеседнику будет сложно поблагодарить вас, в глубине души ему станет легче.
При утешении важно не переборщить с чувствами. Не каждый человек готов принять душевную открытость. Не всегда собеседник готов принять ее от вас. Поступайте по ситуации, руководствуясь ощущениями, степенью близости с утешаемым. Смотрите на реакцию: если человек будет расположен к сочувствию, вы поймете. Так или иначе, будьте человечны.