Движениям беллиданса свойственна плавность, грациозность, завуалированная сексуальность, загадочность, ритмичность. Они демонстрируют не столько физическую подготовку танцовщицы, сколько ее чувственность, эмоциональность, женственность. Искренность в передаче эмоций, игра, делают танец живота еще привлекательнее для зрителей.
В отличие от классической хореографии, в танце живота используется только шестая позиция ног – стопы стоят параллельно друг другу, на небольшом расстоянии. Колени слегка согнуты, таз слегка подается вперед, спина прямая. Естественно, используются в танце и «полупальцы», когда танцовщица слегка или высоко встает на носочки.
Основные движения беллиданса совершаются бедрами и грудью. Руки, кисти и остальные части тела лишь помогают оформлять движения и усиливают выразительность, придают игривость и завершенность.
Существует большое количество движений бедрами, но все они основаны на нескольких базовых: качаниях, скручиваниях, ударах, сбросах, восьмерках и кругах. Все это – виды смещения бедер в разных плоскостях относительно позвоночника. Те же самые базовые движения выполняются и грудной клеткой. Только здесь качание заменяется сдвигами, а по сути, остается тем же – смещением грудной клетки в стороны. К движениям грудной клеткой добавляются еще прогибы, перекосы.
При работе бедрами, грудью в танце живота проявляется одна особенность – изоляция от соседних частей тела. Т.е. при движениях бедер верхняя часть торса должна оставаться неподвижной. А при движениях грудной клетки неподвижны голова, бедра и плечи. Такие движения демонстрируют искусство владения своим телом, а также поражают воображение необычностью.
В движениях рук и кистей активно используются вариации волн, змеек, круги плечами, вращения и волны кистями. Движения рук акцентируют движения бедер, визуально усиливая их амплитуду.
На подчеркивание пластики и грации танцовщицы направлен и костюм. Богато расшитый пайетками, бисером, камнями или блестящими нитями, костюм передает дух востока – знойный, роскошный, чувственный. Некоторые народные костюмы, например, персидских танцовщиц, отличаются от костюмов современного беллиданса и могут быть очень закрытыми, оставляя зрителям томительную недосказанность насчет художественного образа и самой исполнительницы танца.
Но в современном танце живота большое распространение получили открытые виды костюмов – лиф с юбкой или шароварами. Существует много разновидностей лифов – топик, рубашка, кольчуга, бюстье, бикини. Все они обязательно фантазийно расшиваются. Популярны навески из бисера, бахромой пущенные по краю лифа или пояса, часто украшенные монетами, а также кисти, пришитые к центру лифа.
В пошиве шаровар, юбок, платьев используется легкая, прозрачная ткань, эффектно струящаяся в танце, или же сочетание легкой органзы, шифона с бархатом. Крой юбок может быть самым разнообразным – от годэ до солнца, с рюшами, ярусами или углами. Она может украшаться только по краю, по всему полотну, либо вообще не украшаться – это дело вкуса. Достоинств у юбки больше – она призвана скрывать ноги, чем придает танцу определенную загадочность, создает эффект парения танцовщицы. И лишь изредка позволяет ножкам маняще показаться из-под ткани. Шаровары в этом плане значительно проигрывают.
Излюбленный аксессуар многих любителей танца живота – турецкий пояс, расшитый монетами. Он может быть вязаный, из легкой ткани или бархата. Не все преподаватели беллиданса приветствуют этот звонкий аксессуар. Для подобных случаев шьются пояса без монет, просто расшитые пайетками, камнями, стразами и бахромой. Кроме пояса, имеется множество других аксессуаров для костюма – крылья, рукава, головные уборы.
Таким образом, не только ритм музыки, движения, но и роскошный костюм позволяет европейской женщине почувствовать себя хоть на час Шамаханской царицей, перевоплотиться и поиграть в социально-приемлемой форме.