Патанджали, написавший трактат, разделяет руководство на восемь частей, каждая из которых имеет свое название:
• Первая ступень называется Яма и содержит этические правила, которые помогают наладить отношения с окружающим вас миром. Это своего рода закон, который учит поступать с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с вами (об этом также написано в Библии). И руководствуются основными понятиями о ненасилии, не воровстве, нестяжательстве, правдивости и воздержании.
• Вторая ступень называется Нияма и относится к духовной сфере, учит самодисциплине и размышлению. Под этим понимаются смирение перед Богом (сдача на милость), чистота и самопознание, изучение священных текстов и удовлетворенность.
• Третья ступень под названием Асана включает физические упражнения, помогающие повысить способность к концентрации. Они несут в себе смысл заботы о собственном теле, как о храме души.
• Четвертая ступень – Пранаяма, основанная на науке о правильном дыхании, которое способно продлить жизнь и учит владеть эмоциями. Она имеет тонкое отличие от шестой ступени и является подготовкой к пятой.
• Пятая ступень именуется Пратьяхара. Ее смысл и направленность на внутреннего человека, умение отключать себя от происходящего вокруг и концентрироваться на происходящем внутри себя. Это способствует успешному внутреннему росту.
• Шестая ступень носит название Дхарана и ее назначение, как и четвертой ступени, развить концентрацию на внутреннем сознании, стараясь фокусировать внимание на одной точке.
• Седьмая ступень – Дхьяна – достигнутое состояние медитации, к которому готовят все предшествующие ступени. В этом состоянии разум не способен рождать мысли и ничто не отвлекает от цели. Предвкушение блаженства заставляет многих упорно идти вперед.
• Восьмая (заключительная) ступень – Самадхи – подразумевает состояние блаженства, мира и счастья, к которому стремится человек с помощью ступеней. Это состояние просветления, ради которого и осуществляются все предыдущие ступени. Его стремятся достигнуть многие, но только верным последователям и трудолюбивым это удается, поскольку не так легко добиться подобного результата.