Из истории праздника
В древности праздник Крещения Господа Иисуса Христа был соединен с праздником Рождества Христова. По этой причине сохранилось много сходства в обрядах и содержании двух этих праздников. В частности, тот же Крещенский сочельник, Крещенское Навечерие (или вечер) «дублирует» сочельник или Навечерие Рождества. Крещенский сочельник нужно воспринимать как преддверие собственно праздника Крещения Господня.
Духовный смысл праздника и обряды.
Основное содержание Навечерия Крещения состоит, кончено же, в посте, установленном в этот день. По благочестивой традиции в этот день ничего не едят до окончания вечернего богослужения в храмах и до появления первой звезды. Здесь снова просматривается параллель с Рождеством, где такой обычай соблюдается в память о Вифлеемской звезде, приведшей мудрецов к младенцу Иисусу.
Причем не стоит видеть в этом какое-то механическое перенесение обычаев с одного празднования на другое. Дело в том, что само единство Крещения и Рождества изначально, в древнем христианстве, имело место из-за того, что оба эти события понимались как Богоявление (общеизвестно, это слово служит вторым названием праздника Крещения).
И действительно, христианская традиция осмысляет эти два события - Рождество и Крещение - как обнаружение божественного, мистического, запредельного и в жизни Христа, и в жизни каждого христианина, рождающегося в мир и удостаивающегося Таинства крещения, и более того – в жизни вообще всякого человека. Ведь появление любого человеческого существа, с точки зрения христианства, есть необъяснимое в своей глубине чудо и великое торжество. Таким же чудом является и вся жизнь человека, особенно в ее переломные моменты. К таким моментам, по мысли многих христианских мудрецов и наставников, как раз относится Крещение Иисуса, который через ритуал погружения в воды Иордана, смог свыше обрести откровение о своей судьбе, о своем жизненном призвании.
Смысл же Крещенского сочельника нужно видеть в том, чтобы православно верующий человек мог посильным постом, особой личной и храмовой молитвой, а также размышлениями над библейскими повествованиями подготовиться к празднику, посвященному Крещению Иисуса Христа. Кроме того, в посте этого дня есть и функциональное назначение – отделить святочные гулянья (они длятся с 7 по 17 января) от очередного самостоятельного церковного праздника, открыть новый цикл церковных ритуалов и духовных переживаний.
Обычаи и традиции праздника
Что касается названия «сочельник», то оно происходит от слова «сочиво». Так называется обрядовое блюдо (другое название «кутья»), которое только одно и употребляется в этот день. Готовится сочиво из вареных круп (обычно берется рис или проросшая пшеница), смешанных с медом, маком, орехами, разными сухофруктами. Это блюдо – символ духовной сладости и наслаждения.
По традиции, соблюдающейся с древности и до ныне, верующие в Крещенский сочельник идут на вечернее богослужение, ничего не вкушая перед этим. Делается это с той целью, чтобы приобщиться после службы святой воды (на церковном языке она называется еще Великой агиасмой, т.е. великой святыней), которую как раз и освящают первый раз в новом году в конце церковной службы сочельника. Этой воды для повседневного потребления многие верующие набирают в бутылки и банки себе домой.
Собственно к Крещенскому сочельнику относится и ритуал крещенских купаний в проруби. В ночь на Крещение, т.е. в крещенское Навечерие, особо ревнующие об обычаях глубокой родной старины купаются в освященных водоемах и купальнях. Существует давнее народное поверье, что купание в эту ночь обновляет душу и придает ей силы для совершения дальнейшего жизненного пути.
В некоторых местностях (южные области России, восточная Украина) в Навечерие Крещения ходят, как в святки, по домам, поют, поздравляют хозяев, за что получают от последних подарки. Этот обычай называемые щедрованием, от чего Крещенский сочельник имеет еще название – Щедрый вечер, или Крещенская коляда.