Дисциплина и ответственность - эти качества личности развиваются, и необходимо создать условия для их роста. Покажите, как правильно собрать портфель, руководствуясь расписанием занятий к следующему дню. Можно использовать свои придумки – наклейки на тетради, обложки для книжек и т.д., в том случае, если ваш ученик не отличается внимательностью и теряет свои вещи. Призывать к совести и ругать его - не конструктивно, лучше понять, в чем причина, и мягко и настойчиво напоминать о мелочах.
Поощряйте инициативу учащегося самостоятельно собрать портфель, хвалите за каждое успешное действие. Так у него появиться уверенность в своих силах. При приготовлении домашнего задания не выполняйте его за ребенка, следуя принципу так быстрее и проще, тем самым отвращая его от попытки сделать все самому, а пытайтесь через рассуждения направить его мысль в правильное русло. Убедите, что у него все получится.
При получении отметки переключите его внимание на качественные показатели. Добивайтесь в рассказе сына или дочери деталей, что получилось хорошо, за что поставили «пятерку», в чем затруднения, что не получилось. Научите ребенка справляться с трудностями, проведите с ним работу над ошибками, такая черта личности не раз выручит его в жизни.
Делайте упор на осмыслении материала, не зависимо от полученной отметки, тем самым стимулируя желание учиться. Воспользуйтесь опытом одной из мам, которая выводила средний балл по всем отметкам, проставленных в тетрадях и в журнале. Средний балл получался выше среднего балла за четверть, самооценка не падала, интерес к учебе возрастал. Помните, что дети не являются нашей собственностью, и мы любим их такими, какими они есть и смирите свои родительские амбиции.
Обязательно найдите сильные стороны ребенка, где бы он мог быть успешным. Приучите его самостоятельно выполнять задания по труду. Не делайте за школьника его работу, только окажите помощь – подскажите сюжет, найдите иллюстрацию, так вы покажите важность его детского труда и вселите в него уверенность.
Хвалите детей не общими оценками «молодец и умница», а «я всегда знала, что если ты постараешься, то все сможешь» или «вот не потрудился, и потому получил, но я уверена, что ты выучишь и получишь пятерку». При таком подходе ребенок не ставит себе ярлыков, а учится ценить свой труд, приобретает веру в свою успешность в зависимости от затраченных усилий. Дети, воспитанные на таком подходе, самостоятельны и много добиваются в жизни.