Первые леди современного искусства

Джулия, автор JustLady.
Первые леди современного искусства
Волна женской эмансипации прошлого столетия не обошла стороною и мир искусства. Как результат, в современной художественной вселенной дамы все активнее выступают на первых ролях. Они пишут яркие критические статьи, устраивают знаковые выставки, собирают великие коллекции, открывают молодые таланты и новые горизонты искусства. Кто же они – современные арт-королевы?

Самые знаменитые галереи, печатные издания, интернет-порталы, посвященные искусству, сегодня успешно развиваются под руководством женщин. В Лондоне передовой арт-центр Whitechapel Gallery возглавляет Ивона Блазвик. Когда-то она прославилась тем, что устроила первую персональную выставку Дэмиена Херста. И галерея под ее началом тоже меняется к лучшему: увеличились выставочные площади, а программа проводимых мероприятий пополнилась книжной ярмаркой.

Более 10 лет лицом и директором Нового музея в Нью-Йорке является Лиза Филлипс. Придерживаясь первоначальной концепции музея, она активно продвигает новое искусство. К примеру, в 2007 году бедный и мрачный район Боуэри украсило весьма эффектное здание, построенное по проекту японских архитекторов. Как раз его и занял Новый музей, благодаря чему трущобы превратились в центр современного искусства.

Мария Линд – куратор из Швеции. Она успела поработать в стокгольмском Moderna Museet и мюнхенском музее Kunstverein, была куратором «Манифесты» - крупнейшего события в современном искусстве Европы. В 2009 году достижения Марии Линд были отмечены престижной премией имени Вальтера Хоппса.

Отделом современного искусства Лувра заведует Мари-Лор Бернадак. Главным образом, она прославилась, как автор монографий о Пабло Пикассо и Луиз Буржуа. Нередко ее можно увидеть и в Москве: например, в апреле 2010 года – в составе жюри премии «Инновация».

Аннет Шенхольцер делит с Марком Шпиглером пост директора самой престижной ярмарки современного искусства Art Basel. Этому тандему удалось на достойном уровне продолжить начинания Сэма Келлера – предыдущего арт-директора. Знаменитый Art Basel по-прежнему отличает безупречная репутация и авторитет.

Безусловной звездой художественной критики является Роберта Смит. С 1986 года она пишет об искусстве для New York Times. По ее собственному признанию, критические тексты должно быть интересно и легко читать и, по возможности, писать.

Среди первых леди современного искусства есть и наши соотечественницы. Елена Селина – самая авторитетная галеристка России, которая с успехом продвигает русское искусство на Западе. «XL Галерея» Елены Селиной одной из первых пробилась на престижные ярмарки Art Basel и Frieze.

Кристина Гмуржинска – галеристка во втором поколении. Мать привила ей любовь к искусству, в частности, к русскому авангарду. Не так давно имя Гмуржинской упоминалось в связи со скандальной историей вывоза за рубеж уникального собрания литературоведа Николая Харджиева. Этот инцидент остался в прошлом, и Кристина продолжает работать, участвуя, порой, в весьма смелых экспериментах. Пару лет назад она представила на Art Basel выставку работ Сильвестра Сталлоне.

Дарья Жукова основала центр современного искусства «Гараж», собрав под его началом интернациональную команду профессионалов. С большим успехом там уже прошли выставка Марка Ротко и ретроспектива Кабакова, на подходе - новые премьеры.

Айдан Салахова – художница и галеристка в одном лице. Она дочь классика «сурового стиля» Таира Салахова. Будучи владелицей успешной галереи, Айдан внесла немалый вклад в развитие российского искусства. Ее художественные работы также весьма интересны и посвящены «женской» тематике.

Мир искусства пребывает в непрерывном развитии. И его движущей силой, безусловно, является плеяда ярких самобытных женщин. Галеристки, художницы, кураторы, критики – все они уверенно держат эфемерную арт-материю в своих хрупких руках.

Теги: первое,галерея,искусство,выставка,музей,ледя

Первые леди современного искусства - Версия для печати