Коммуникативный барьер: общение с препятствиями

AZ, автор JustLady.
Коммуникативный барьер: общение с препятствиями
По мнению психологов, человек – социальное существо. Мы нуждаемся в каждодневном общении с другими людьми, но любой человек обладает определенным характером и складом ума. Вот почему коммуникация – не такое уж простое дело, ведь у каждого свои взгляды и установки.

Прежде всего, необходимо выделить два типа общения: вербальное и невербальное. Первое реализуется посредством слов – средств для выражения мысли, а также различных восклицаний и звуков, то есть, всего того, что можно услышать от собеседника. Невербальное же общение проявляется в использовании дополнительных средств коммуникации: жестов, мимики, прикосновений. Многие специалисты полагают, что с помощью комбинации первого и второго типов общения можно добиться гораздо большего понимания между людьми, ведь контакт происходит за счет всех 5 чувств.

Если же в какой-то момент дискутирующие выбирают неправильные средства коммуникации или неправильно их истолковывают, то возникает своего рода барьер. В зависимости от характера этого препятствия к свободному общению, выделяют несколько видов барьеров: фонетический, семантический, эмоциональный, логический и информационно-дефицитный. Зная причину возникновения того или иного барьера, вы можете корректировать свое поведение во время разговора с людьми.

Фонетически барьер имеет вербальное проявление. Это, прежде всего, различные языки, на которых говорят собеседники, неправильное построение предложение, чересчур быстрая или медленная речь, обилие звуков и слов-паразитов. Сюда также относят все дефекты дикции и нарушения речи.

Семантический барьер – довольно серьезная проблема, проявляющаяся в борьбе поколений. В каждое время были свои привычки, идеалы, принципы, которые формировали те или иные средства общения. Поэтому так часто возникает недопонимание между членами семьи. Казалось бы, близкие люди. Однако время дает о себе знать, обнажая коммуникативные барьеры между пятнадцатилетним подростком и его сорокалетними родителями.

Эмоциональный барьер связан со стремлением придавать определенным словам и жестам какие-либо чувства. Человек – уникальное существо, которое пропускает всю получаемую информацию через призму своих убеждений и принципов. Это может приводить к серьезным проблемам при общении, к непониманию, особенно, если один из собеседников заинтересован в определенном исходе разговора. В таком случае, он склонен воспринимать какие-то слова так, как ему выгодно, причем делается это абсолютно неосознанно.

О логическом барьере обычно говорят, когда идет речь об общении мужчины и женщины, либо людей различных религиозных убеждений. Так, мысли одного могут казаться другому абсолютно нелогичными, противоречащими здравому смыслу и друг другу. Это связано с тем, что есть люди, логика которые формируется на основе причины и следствия, а есть те, для кого основой рассуждений служат мораль и долг.

Информационно-дефицитный барьер – проблема людей, предпочитающих начинать издалека. Так, при сообщении оппоненту какой-либо информации, такой человек отвлекается на всякого рода лирическое отступления, считая, что это делает его рассказ понятней и интересней. На самом же деле, в процессе такого долгого обмена теряется нить рассуждения, и оба собеседника уже не помнят, с чего начался разговор. Таким образом, факты, которые действительно необходимо было сообщить, теряются и остаются незамеченными.

Любой барьер создает сложную ситуацию для обоих собеседников, нередко может приводить к неправильно выполненной работе, ссорам и потере времени. От абсолютно всех препятствий в общении избавиться невозможно, например, фонетический барьер практически не поддается корректировке, так же, как и некоторые виды семантического. Однако в наших силах стараться понять именно человека, а не то, что он говорит, тогда нам станут понятны его мысли.

Теги: ошибка,общение,восприятие,препятствие,непонимание,барьер

Коммуникативный барьер: общение с препятствиями - Версия для печати