В психологии не зря считается, что подсознанию все равно, видит ли оно реальность или что-то воображаемое. На какие-то мгновения человек погружается в виртуальный мир фантазий и внутренне соглашается с тем, что все, что он видит, - правда. Подобным образом действует и музыка, и живопись, но кино, пожалуй, - самый реалистичный вид искусства.
Истории известны случаи, когда с ростом популярности какого-либо фильма по миру прокатывалась волна самоубийств. Бывают и более безобидные проявления - когда девушки пытаются внешне копировать героинь, а парни - героев. В сознании зрителя киногерои начинают жить своей самостоятельной жизнью. Фабрика грез распространяет свое влияние на жизнь реальную.
Осознавая влияние кино на массы, это использовала коммунистическая партия, создавая картинку всеобщего процветания и благоденствия. И наоборот, частый показ криминальных фильмов создает в обществе подсознательное ощущение опасности и неблагополучия. Понимая эти тенденции, многие психологи уже давно начали рассматривать киноискусство как одно из средств психотерапии.
Почему у разных киноманов разные любимые герои? Почему девушки любят смотреть романтические комедии про любовь (а другие про сильных воительниц), а мужчины - про ловкого и бесстрашного Джеймса Бонда? Почему дети обожают многосерийного Гарри Поттера? Все естественно - кому же не хочется почувствовать себя волшебником, одним взмахом палочки решать все жизненные проблемы.
Людям свойственно отождествлять себя с героями и героинями фильмов, книг. Через них человек (пусть только в своих фантазиях) получает то, чего ему не хватает в обычной жизни. Но так ли бесплотны эти фантазии? Неужели просмотр фильмов - всего лишь бессмысленная трата времени? По мнению психологов, это не всегда так. Кино действительно влияет, и это можно намеренно использовать в своих целях.
Так, если неуверенный вечно сомневающийся человек увлекается фильмами о бесстрашных находчивых героях, вполне возможно, что он проживет свой комплекс и выработает новую ролевую модель в собственном сознании. Однако для этого смотреть фильм нужно определенным образом. Не нужно сравнивать себя с героем и думать «я бы так никогда не смог». Наоборот, нужно как бы отождествиться с понравившимся персонажем, расслабиться и погрузиться в просмотр. Так же, как при мысли о сладком выделяется слюна, зритель может рефлекторно реагировать на происходящее на экране. Например, когда герой прыгает с поезда, у зрителя может перехватить дух.
Бывает также, что в сюжете фильма человек видит жизненную ситуацию, которая актуальна для него, и к нему приходит понимание возможного решения. Либо фильм помогает посмотреть на сложность с другой стороны - вот почему во время депрессии так любят смотреть комедии. Получается такая своеобразная кинотерапия.
Очевидно, что лучше не смотреть механически все, что предлагают телевизионные каналы, а осознанно выбирать кинофильмы исходя из своего настроения, вкусов и потребностей.