Стигматизация является психосоматическим феноменом, природа которого полностью не изучена. Появление стигматов наиболее часто наблюдается у лиц, истощенных аскетическими упражнениями и подверженных кровоизлияниям, а также у истеричных женщин. С религиозной точки зрения, особенно католической церкви, стигматизация воспринимается и преподносится как чудо.
Проявляться стигматы могут по-разному, наиболее часто встречаются кровоточащие раны на руках и ногах, схожие с ранами от гвоздей на теле Иисуса, раны на лбу, как от тернового венца, рана на боку, под ребрами, аналогичная оставленной на теле Христа копьем стражника. Гораздо реже встречаются следы бичевания и отметина на плече от несения креста.
Оказалось, что ряд стигматизированных святых, чьи Распятья или их изображения сохранились до наших времен, носили раны на теле, не отражающие истинное расположение их на теле Христа, а равные ранам, изображенным на их Распятиях, при чем в инвертированном виде. То есть те раны, которые на Распятии изображены слева, у носящего стигматы проявлялись справа. Что означало, что вся вера, все желание разделить страдания Иисуса были направлены верующим не на объективный Крест, на котором был распят Спаситель, а на вполне материальное Распятие, висящее перед ним.
Причиной возникновения стигматов называют религиозный экстаз, т.е. достаточно редкое в наше время полное отождествление человеком себя с Иисусом, претерпевающим крестные муки. С точки зрения науки этот процесс очень интересен, поскольку доказывает наличие глубокой связи между соматическими и психическими процессами в человеческом организме, способность сознания влиять непосредственно на функционирование тела и вызывать глубокие физические изменения.
Помимо стигматов, возникающих на эмоциональной почве, бывают и поддельные раны, которые люди наносят специально, желая таким образом привлечь к себе внимание. Можно найти и отождествление стигматизации с астральными ранами, якобы нанесенными астральным телам и проявившимся в реальности.