В 1936 году в США торговля шла не лучшим образом. Страна, оправлявшаяся после Великой депрессии, экономила буквально на всем. На фабриках оставались горы нераспроданного товара. Именно это неутешительное обстоятельство заставило владельца одной из фабрик открыть склад, в котором одежда прошлых сезонов продавалась со значительной скидкой. Магазин был назван аутлетом (от английского "outlet" - сток), быстро начал приносить прибыль, после чего у него стали появляться подражатели по всей стране, а затем - и по всему миру.
Сегодня аутлеты, или стоковые магазины, в которых идет круглогодичная распродажа устаревших коллекций брендовых марок, или товарных излишков, успешно работают как в США, так и по всей Европе, и в Азии. Россия пока не может похвастаться подобным нововведением. Отдельные стоки есть и у нас, но они существуют в виде небольших бутиков, тогда как европейские аутлеты представляют собой целые загородные деревеньки, заполненные одноэтажными магазинчиками-ангарами.
Секрет торгового успеха аутлетов - в постоянном обороте средств (ежедневно за дешевым товаром приезжают толпы местных жителей и туристов) и в минимальных затратах на обслуживание магазина. Чем непритязательнее выглядит помещение, в котором продаются стоковые коллекции одежды и обуви, тем больше идет скидка на них. Впрочем, некоторые европейские аутлеты, рассчитанные больше на иностранных туристов, чем на местных жителей, стремятся оформить свои бутики в соответствии с дизайном крупных торговых центров. Так, итальянский аутлет Castel Guelfo, расположенный в регионе Эмилья-Романия, может похвастаться даже небольшой площадью, в центре которой находится оригинальный фонтан с зависающими в воздухе струями воды.
Единственный недостаток аутлетов - в их удаленности от города. Рейсовые автобусы в сторону выстроенных в отдалении магазинов-ангаров, как правило, не ходят. Поэтому у туристов, не имеющих собственной машины, есть только два способа попасть в стоковые магазины. Либо своим ходом (такси, арендованная машина), либо с помощью отельных гидов, которые, как правило, за определенную плату предлагают место в комфортабельном автобусе. Важно еще помнить, что редкий человек уезжает из аутлета без горы пакетов, а то и чемодана с покупками, поэтому стоит позаботиться о месте для багажа.
Каждая европейская страна может похвастаться своими аутлетами, однако больше всего их в Италии. Один из самых популярных находится в тридцати километрах от Флоренции, добраться до него из города обойдется минимум в 25 евро. Во Франции стоит поискать аутлет Shopping Village, который раскинулся недалеко от Диснейленда. А до берлинского аутлета Designer Outlet Berlin можно доехать и на электричке, правда, придется еще пройти какое-то расстояние пешком.
Все западные аутлеты, как правило, открыты семь дней в неделю. Работать они прекращают лишь в национальные праздники: на Пасху и в канун Рождества. А в рождественские каникулы на стоковые вещи действуют еще и дополнительные скидки, которые в сумме могут достигать 70 процентов.