Дом Мила (Casa Mila) возведен в виде большой каменной глыбы с шестью внутренними колодцами. Поэтому барселонцы называют его «Каменоломня». Фасаду необычной волнистой формы имеет соответствуют и внутренние помещения, где практически нет прямых углов. Внешние детали тоже все нестандартной формы, покрытые кусочками разноцветной керамики и бутылочного стекла. В настоящее время в этом здании находится отель.
Дворец Гуэль, построенный по заказу почитателя и основного мецената Гауди Эусебио Гуэля, стал самым дорогим зданием того времени. Снаружи здание не столь примечательно, как Дом Мила, но внутренние покои были созданы с настоящей роскошью. Вычурные надстройки, выполняющие функции труб и вентиляционных выходов, являются частым элементом зданий архитектора. Они выполнены в виде обтекаемых и витых башен, украшены керамикой и металлическими элементами орнамента. Рассмотреть их можно только поднявшись на крышу.
Самое величественное строение – это, конечно, храм Святого Семейства. Как и во всех произведениях архитектора, поражает обилие нестандартных деталей и решений. Скульптуры людей и животных создавались автором с живых натур. Стеклянная мозаика для шпилей башен была заказана на знаменитой венецианской фабрике Мурано. Башни на разном уровне имеют в разрезе совершенно разные формы. Его строительство не было завершено при жизни Гауди и продолжается до сих пор.
Парк Гуэль изначально был задуман как коттеджный поселок для высшего класса каталонской буржуазии. Но продано было всего три участка, и по итогу это пространство стало самым посещаемым и знаменитым парком Испании. Парк удивительным образом сочетает в себе архитектуру, скульптуру и природу, он полон необычных сказочных форм и ярких расцветок.
Гауди спроектировал в Барселоне еще несколько ярких сооружений: дом Висенса, дом Эль Капричо, павильоны поместья Гуэль. Здания, возводившиеся по проектам Гауди, до сих пор впечатляют своей необычностью и нестандартностью. Во время жизни гений Гауди не был признан и умер архитектор в одиночестве в больнице, после несчастного случая. Однако, наши современники смогли оценить смелость мысли и яркую эстетику его творений. Большинство из них признаны ЮНЕСКО историко-художественными памятниками, отреставрированы и открыты для всеобщего доступа.