Первой провокацией молодого автора стала история с его собственным именем. Известно, что свое имя (Ларс Хольбек Триер) он изменил, да не просто так, а самостоятельно наделив себя в дворянским титулом. Его имя стало звучать - Ларс фон Триер, этим своим поступком он сильно взбудоражил общественность. Сам Триер признается, что вдохновила его на изменение имени история Стриндберга.
Известно, что последние годы жизни Стриндберг страдал от нервного расстройства и все свои письменные труды подписывал исключительно именем Rex, что значит «король». Юного Триера так вдохновило высокомерие великого драматурга, что он решил последовать его примеру и называть себя отныне Ларс фон Триер.
Если оглянуться на путь, проделанный Ларсом фон Триером в кинематографе, можно согласиться, что подобное «титулование» может быть вполне обоснованным. Триер стал основоположником направления «Догма 95» и лидером целой группы режиссеров, которые отказались в своем творчестве от отягощающих кинематограф элементов, таких как профессиональный свет, устоявшиеся законы монтажа. И даже издали собственный манифест, закрепляющий правила нового кинематографа. Тем самым они обогатили язык кино и двинули историю искусства кино в новом направлении.
Героями фильмов Триера, как правило, становятся непонятые чудаки, одиночки («Рассекая волны», «Танцующая в темноте»), чужаки («Догвилль»), маргиналы («Идиоты»). В каждом новом фильме герой противостоит человеческому обществу, замкнутому в своей ограниченности, нежелании отказаться от социальных стереотипов и норм. Общество в фильмах Триера уничтожает любого «непохожего» своей слепотой и практически фашистским террором.
Удивительно, что сам режиссер на последнем Каннском кинофестивале сам становится такой же мишенью. Люди, высокочтимые деятели кино, критики и драматурги, которые награждали фильмы Триера за гуманизм, теперь обвиняют его в нацизме, антисемитизме и симпатии к Гитлеру. Причиной тому послужила реплика фон Триера о том, что «он понимает Гитлера, как человека, когда тот сидел в бункере».
В 2011 году Триер был объявлен персоной нон-грата на Каннском фестивале. При том, что два его последних фильма «Антихрист» и «Меланхолия» можно с уверенностью назвать самым точным диагнозом, если не приговором современному обществу, погрязшему в самообмане, и социальных условностях.
В творческом пути Триера есть несколько работ, носящих такой же нонконформистский характер - ремейк фильма Йоргана Летта «Совершенный человек», в итоге вылившийся в фильм о процессе кинопроизводства и незаконченный фильм «Измерение». «Измерение» - проект, в рамках которого Триер планировал снимать по несколько минут в разных городах Европы раз в год. В итоге фильм должен был быть отснят только к 2024 году. Но режиссер охладел к своему замыслу и незаконченные «Измерения» уже выпущены на DVD.
Своими провокациями (заложенными в его фильмы или высказывания) Триер не дает обывателю уснуть, постоянно трясет его за плечо, напоминая, что образ жизни обывателя, его суждения - ничтожны и недостойны человека. Он также напоминает зрителю о дремлющей совести, о вывернутой наизнанку морали, об изживании любой оригинальности или индивидуальности. Все о чем говорит Триер в своих фильмах - относится, как к каждому конкретному человеку, так и ко всему человечеству сразу.