История драпировки: от античности до наших дней

История драпировки: от античности до наших дней
Историки предполагают, что ткани люди начали драпировать, придавая им более практичный и эстетичный вид, более четырех с половиной тысяч лет назад, примерно тогда же, когда зародилось и само ткачество. Возможно, родиной этого интересного приема оформления ткани было Междуречье, а несколько позже его переняли древние египтяне.
Но первые ткани были толстыми и грубыми и не очень-то годились для оформления красивых складок. И только начиная с VII в. до н.э. искусством драпировки в совершенстве овладели древние греки. На этой основе они создали непревзойденную по своему мастерству одежду. Их костюм состоял всего лишь из прямоугольных кусков ткани, но при этом двух одинаковых нарядов практически не было. Эластичные и мягкие ткани из шерсти и льна прекрасно драпировались.

Свободно лежащие складки, пересекаясь в разных направлениях, были очень динамичными и выразительными, изменяясь при каждом движении и подчеркивая физически совершенные фигуры мужчин-воинов и соблазнительные округлости женщин. Искусству драпировки и ношения одежды эллины придавали огромное значение, специально обучая этому молодых людей.

Драпировали тканями они также дверные проемы, окна и предметы мебели. Их обычаи использования драпировки в одежде и интерьере впоследствии переняли римляне. Но если греки хотели достичь эстетического совершенства, то римляне своей одеждой стремились, прежде всего, подчеркивать особое общественное положение и богатство.

Когда в начале нашей эры с Востока в Римскую империю стали поступать дорогие шелковые ткани, а вместе с ними плотная и тяжелая парча, драпировка утратила свою популярность в одежде.

Упростилось также в период раннего Средневековья в Европе и оформление интерьеров помещений. Они отличались практичностью и простотой, а драпировки применялись на женской половине дома, в покрывалах и при устройстве балдахинов над кроватью. При этом складчатые ткани использовались больше с целью сохранения тепла в холодных залах замков.

И только в XIV в., в период Возрождения, драпировка начинает снова отвоевывать свои позиции в домах европейцев. Кроме кроватей с балдахинами различными тканями драпируются ниши, стены, а также дверные проемы. Арочные окна с красивыми рамами в этот период какими-либо шторами еще не закрывали.

В конце XVI в., с развитием стиля барокко, над дверями и кроватями появились ламбрекены с фестонами и бахромой. Кровати знатных особ сооружались из вороха пышных занавесей и сложнейших драпировок из бархата, шелка и штофа. Через столетие, когда получили распространение окна более крупных размеров, на них появились портьеры с драпировками. Будуары и интимные кабинеты этого времени тоже оформляются в изящном и вычурном стиле рококо с использованием драпировок.

В более поздних стилях классицизма и ампира, различных по своему содержанию, тем не менее, продолжилась традиция использования ламбрекенов и оформление портьер драпировкой.

В наше время этот прием нашел свое продолжение как в дизайне одежды, так и в интерьерах.

Теги: одежда,история,интерьер,драпировка,античность

История драпировки: от античности до наших дней - Версия для печати