Считается, что значительный толчок развитию нового стиля дали шедевры японского прикладного искусства, с которыми в то время познакомилась европейская публика. Во всяком случае, чисто японская манера украшать керамические изделия изображениями нежных цветов, грациозных животных и парящих птиц, а также асимметрия и диагональные композиции являются отличительными чертами модерна.
Эта идея – прекрасная, воздушная, почти невесомая, нежная и грациозная женщина, напоминающая цветок, бабочку или птицу – ярко воплотилась в создании модной одежды того времени.
Модный силуэт состоял из пышной соблазнительной груди, осиной талии, до невозможности утянутой с помощью корсета, широких бедер и расклешенной, похожей на цветок, юбки с треном (шлейфом), визуально удлиняющим рост.
В моде того времени не было резких прямых линий или углов. Форма рукава, головные уборы, накидки тоже напоминали цветок или крылья насекомых. Узкая талия создавала элегантный, воздушный образ прекрасной незнакомки, главным предназначением которой было очаровывать и вдохновлять мужчин. Этой идее соответствовали сложные пышные прически в японском стиле, большие шляпы, украшенные бантами, цветами и перьями.
Эпоха модерна, вроде бы, безвозвратно ушла, растворившись в практичных и более простых нарядах новых, бурных времен революций, войн и индустриализаций. Но ушла ли? Могут ли забыть настоящие женщины (да и мужчины тоже) неземной, чувственный, экзотический образ прекрасной дамы? Вряд ли. И новые тенденции моды начала ХХI века это ярко отразили. Плавные, изогнутые линии, повторяющие очертания женской фигуры, исчезновение углов и четкой геометрии, утонченные растительные орнаменты прослеживаются в коллекциях многих известнейших дизайнеров.
Преданным поклонником этого стиля был британский дизайнер Александр Маккуин. Одна из его последних коллекций женской одежды была выполнена в строгом соответствии с модернистскими канонами. Метр моды взял лучшее, что было присуще стилю модерн (или, как его еще называют, art nouveau). Именно такие мотивы в одежде были представлены и такими дизайнерами, как Кристиан Лакруа, Анджела Миссони, Миуччини Прада и Анна Суи на различных подиумах в 2011 году.
И поскольку красота – это то, к чему женщины стремятся всегда, стиль модерн будет жить вечно, неуловимо изменяясь и приспосабливаясь к новым ритмам жизни и требованиям времени.