Наглядно личный бюджет выглядит как таблица из двух колонок, в каждой из которых ведется учет доходов и расходов. Период составляет один год, следовательно, по горизонтали отражаем все 12 месяцев. К доходам можно отнести заработную плату, подработки, стипендии, пенсии, прочие социальные выплаты, премии и даже вероятное получение денежных долгов. Колонку «Доходы» поделите на две части – в одной вы будете описывать название статьи, а в другой выражать в количественном отношении планируемую сумму денег. В конце столбца выделите итоговую строку, где вы сможете подсчитать всю предполагаемую сумму доходов за год.
Расходная часть бюджета расписывается аналогично – две столбца (постатейный и количественный). Эту часть бюджета следует составлять очень подробно – сначала вносите все постоянные расходы. К постоянным расходам за год можно отнести коммунальные платежи, оплату детского сада и обучения в школе или университете, оплата мобильной связи, затраты на ГСМ, выплата ежегодной автомобильной страховки и т.д. Не забудьте внести статьи расходов на празднование дней рождения, семейных дат, прочих событий. Если есть необходимость совершить крупные покупки, то соотнесите их с определенным месяцем, так же, как и расходы на отпуск. Расходы на питание разделите на приобретение продуктов и посещение точек общественного питания.
Отдельными строками выделите пункты «Накопление» и «Резерв». Резервная сумма представляет собой запас на непредвиденные траты (экстренное лечение, покупки и т.д.). Накопительная статья будет увеличиваться от месяца к месяцу – этими средствами вы можете перекрыть дефицит бюджета в том или ином месяце.
Подведите итоги – разница между доходами и расходами составит ваши свободные средства. Для усиления контроля трат поделите ежемесячную сумму доходов на количество дней – вы получите сумму, которую сможете потратить за день. Старайтесь придерживаться своего плана в течение года.