Естественно, что постоянные упреки, напоминания или излишняя опека со стороны взрослых раздражает их и провоцирует на грубость. «Я сам знаю, что для меня лучше!», «Отстань!», «Хватит мне указывать!», «Ты ничего не понимаешь в этом!» - подобные реплики родителям приходится выслушивать каждый день.
Уважайте право взрослеющего человека на собственное мнение и принятие независимых решений. Как минимум, будьте тактичны, не повышайте голос на ребенка, постарайтесь быть не слишком многословными. Будьте доброжелательны.
Точно также легко объяснить появление (или укрепление) у детей привычки обманывать. Считающий себя достаточно взрослым подросток не собирается делиться всеми своими секретами с родителями и тем более с учителями. Следовательно он обманывает, чтобы сохранить свою независимость от взрослых или приукрасить положение дел перед сверстниками.
Какие бы проблемы не возникали между вами и вашим ребенком, вы должны понимать, что многие из них являются лишь следствием стремительного физиологического развития ребенка. Известно, что все изменения организма в этом возрасте контролируются нервной системой, в том числе и головным мозгом. В период от 10 до 15 лет подкорка головного мозга особенно активна, это и является одной из причин гиперактивности и эмоциональной нестабильности подростка.
Поэтому прежде чем обвинить подростка в грубости или вранье, вспомните, что он виноват в этом только отчасти. В его организме происходят изменения, которые он не в силах самостоятельно осознать и контролировать. Именно поэтому многие психологи рекомендуют в этом возрасте отдавать детей в различные секции и кружки, требующие от ребенка самодисциплины.
Контролировать нестабильное эмоциональное поведение подростка, как уже говорилось выше, можно только с помощью «взрослого отношения» к проблеме. Крики и насилие здесь не помогут. Если ребенок нарушает условия вашей договоренности с ним (опаздывает, грубит, отказывается учиться или помогать по дому), вы спокойно, без излишней нервозности сообщаете ему о «штрафных санкциях» (ограничение в прогулках, общении со сверстниками и т.п.).
Прежде чем обвинять подростка в неумении слушать и отсутствии понимания по отношению к вам, понаблюдайте за собой. Всегда ли вы выслушиваете своего ребенка? И действительно ли понимаете проблемы, которые его волнуют? Ваше общение должно происходить на равных, действительно являться разговором двух взрослых людей. Только в этом случае вы сможете договориться о решении, которое может устроить обоих.