Определите цель вашего выступления. Что вы ожидаете по окончании выступления? Вы хотите просветить слушателей по какому-либо вопросу, или мотивировать их на какие-либо действия – сформулируйте цель и запишите ее.
Разбейте цель на подцели или задачи. Количество задач зависит от разнообразия направлений, которые вы будете рассматривать в докладе, от тем и актуальных вопросов. Также сформулируйте и запишите задачи.
Постройте содержательный план
Выступление содержит вступительную часть, которая должна быть яркой, краткой и оригинальной, основную часть и заключительную – с итогами или выводами. Никакой лишней и размытой информации. Она отвлечет и рассеет внимание, которой трудно потом будет вновь сконцентрировать. Высший пилотаж организации содержания – это логическая замкнутость крайних частей текста, когда заключение возвращает к вступлению, но уже с переработанной и проанализированной информацией.
Логика
В выступлении между частями содержания и в целом должна присутствовать четкая логика, легко определяемая.
Статистика, факты, наглядность
Возможность переключить внимание будет воспринята слушателями с благодарностью – монотонные действия утомляют нервную систему. Подкрепляйте доклад слайдами, таблицами, диаграммами. Такая информация усваивается легче, поскольку задействовано несколько органов чувств.
Психологическая подготовка
Уверенный в себе докладчик вызывает больше доверия и одобрения, чем тот, который нервничает и не может скрыть свой страх перед публикой.
Главная причина страха – боязнь показаться некомпетентным в данной области, запутаться в логике, не найти вовремя нужных слов. Подготовьтесь заранее: если неуверенны в своих знаниях – изучите соответствующую литературу, боитесь, что будете забывать слова – запишите речь подробно, а не только план.
Перед выступлением не создавайте дополнительные поводы для волнения: опоздание на доклад, конфликты, самовнушение неудачи и т.д.
Вы должны настроить себя на активное действие - на какую бы тему ни был доклад, его читает человек, а не робот. Будьте самим собой – жестикулируйте (умеренно), улыбайтесь, меняйте позу. Говорите четко и уверенно, громко и выразительно. Не бойтесь аудитории, ведь вы профессионал.