Особенности работы
Логопед-дефектолог работает с детьми, имеющими различные нарушения речи, такие как алалия, дизартрия, дислалия, нарушение фонематического слуха, общее недоразвитие речи, задержка развития речи, задержка психоречевого развития, дисграфия и дислексия. Для каждого из этих нарушений характерны свои особенности, требующие специфического подхода в коррекционной работе.
Во всех случаях речевых нарушений важным аспектом работы логопеда-дефектолога является тесное сотрудничество с родителями, обучение их приемам коррекционно-развивающей работы в домашних условиях, что значительно повышает эффективность логопедической помощи. Обратиться к специалисту Детский нейропсихолог можно в Центре детской нейропсихологии "Альтера-Вита"
Методы и приемы
Для коррекции речевых нарушений логопед-дефектолог использует широкий спектр методов и приемов, которые подбираются индивидуально для каждого ребенка с учетом его возраста, особенностей нарушения и общего развития.
Одним из важных методов является артикуляционная гимнастика - комплекс упражнений для развития подвижности и координации органов артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти). Регулярное выполнение этих упражнений позволяет подготовить речевой аппарат к правильному произношению звуков.
Дыхательная гимнастика направлена на формирование правильного речевого дыхания, которое является основой для развития голоса и звукопроизношения. Логопед обучает ребенка правильному вдоху и выдоху, умению рационально использовать выдох при произнесении звуков и слов.
Логопедический массаж - это специальный массаж мышц периферического речевого аппарата, который проводится для нормализации тонуса мышц, улучшения их функции и подготовки к артикуляционной работе.
В коррекционной работе широко используются игровые методы и приемы, которые позволяют заинтересовать ребенка, сделать занятия увлекательными и эффективными. Это могут быть дидактические игры на развитие фонематического слуха, лексико-грамматические игры, игры-драматизации для развития связной речи и многие другие.
Для развития мелкой моторики, которая тесно связана с развитием речи, логопед использует пальчиковые игры, упражнения с мелкими предметами (мозаика, бусины, пуговицы), графические упражнения, штриховки, обводки и т.д.
В зависимости от особенностей нарушения логопед-дефектолог может использовать специальные методики, такие как логопедическая ритмика, мнемотехника, элементы Су-джок терапии, кинезиологические упражнения и другие.
Важным условием успешной коррекционной работы является регулярность занятий, а также активное участие родителей, которые должны закреплять полученные навыки в повседневной жизни, следуя рекомендациям логопеда-дефектолога.
Когда нужно обращаться к логопеду-дефектологу?
Обратиться за помощью к логопеду следует, если вы заметили у ребенка:
- Отсутствие или позднее появление речи
- Неправильное произношение звуков
- Скудный словарный запас
- Нарушения грамматического строя речи
- Трудности в овладении чтением и письмом
- Проблемы в общении со сверстниками
- Нарушения голоса, темпа, плавности речи
Чем раньше будет выявлена проблема и начата коррекционная работа, тем лучших результатов можно достичь. Не стоит надеяться, что речевые нарушения исправятся сами по мере взросления. Без помощи специалиста они могут принять стойкий характер и затруднить дальнейшее обучение ребенка.
Коррекционная работа с ребенком
Длительность и интенсивность логопедических занятий зависит от характера и степени выраженности речевого нарушения. При нетяжелых дефектах достаточно нескольких месяцев регулярных занятий. При тяжелых системных нарушениях (алалия, дизартрия, ОНР) работа может длиться 2-3 года и более.
Очень важно, чтобы родители выполняли все рекомендации логопеда и закрепляли полученные на занятиях навыки дома. Только комплексная совместная работа специалиста и семьи может дать хороший устойчивый результат.
Причины и проявления
Алалия возникает в результате поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития. У детей с алалией отмечается позднее появление лепета, первых слов и фраз. Нарушена слоговая структура слов, отмечается аграмматизм. Дети испытывают трудности при построении связных высказываний, понимании сложных речевых инструкций. Для преодоления алалии логопед проводит системную работу над всеми сторонами речи, стимулирует речевую активность ребенка. Развивается понимание обращенной речи, формируются навыки фразовой речи, обогащается словарь, корректируется звукопроизношение и грамматический строй речи. Занятия носят игровой характер, широко используются наглядность, двигательные и тактильные ощущения.
Дизартрия может быть следствием внутриутробной патологии, родовой травмы, инфекционных заболеваний. При дизартрии нарушен тонус мышц артикуляционного аппарата, их подвижность, координация. Речь неразборчивая, замедленная, монотонная. Часто наблюдается повышенное слюнотечение, нарушения жевания и глотания. При дизартрии проводится дифференцированный логопедический массаж, артикуляционная гимнастика для нормализации тонуса мышц речевого аппарата. Ставятся и автоматизируются нарушенные звуки, развивается речевое дыхание и голос. Используются зонды, шпатели, вибромассажеры. Параллельно ведется работа по развитию фонематического восприятия, обогащению словаря и грамматики.
Дислалия может быть обусловлена неправильным речевым воспитанием, анатомическими дефектами артикуляционного аппарата, подражанием неправильной речи взрослых. При дислалии ребенок заменяет сложные звуки на более простые, искажает или пропускает их в речи. Нарушения носят устойчивый характер, не исчезают самостоятельно с возрастом. Коррекция дислалии начинается с постановки отсутствующих или искаженных звуков. Отрабатывается артикуляция звука, его произношение в слогах, словах и фразах. Закрепляется правильное произношение в самостоятельной речи. Развивается фонематический слух - умение различать звуки на слух и в произношении. При сложных формах дислалии требуется длительная автоматизация и дифференциация скорректированных звуков.
Нарушение фонематического слуха может быть следствием задержки созревания слуховой функции, педагогической запущенности. Ребенок не различает на слух сходные по артикуляции и звучанию фонемы, испытывает трудности со звукобуквенным анализом слов. Это приводит к многочисленным ошибкам при письме и чтении. Для развития фонематического слуха логопед учит ребенка различать фонемы на слух, анализировать звуковой состав слова. Используются задания на выделение звука в ряду звуков, слогов и слов, придумывание слов с заданным звуком, определение места звука в слове. Проводятся игры на различение слов-паронимов, рифм. Подключается зрительный и тактильный контроль за положением органов артикуляции.
Общее недоразвитие речи (ОНР) может быть результатом влияния неблагоприятных биологических и социальных факторов на развивающийся мозг ребенка. При ОНР страдают все компоненты речевой системы: связность речи, словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение, фонематический слух. Речь ребенка малопонятна для окружающих.
Задержка речевого развития (ЗРР) может наблюдаться при педагогической запущенности, дефиците общения, билингвизме в семье. Активный словарь ребенка ограничен, в речи преобладают простые аграмматичные фразы. Нарушено звукопроизношение, связность речи. При благоприятных условиях обучения ЗРР постепенно компенсируется. При ЗРР стимулируется речевая активность ребенка, обогащается его пассивный и активный словарь. В ходе предметно-практической и игровой деятельности развивается понимание обращенной речи, формируются навыки фразовой речи. Проводится работа по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слов. Большое внимание уделяется развитию познавательной сферы - памяти, мышления, восприятия.
Задержка психоречевого развития (ЗПРР) обусловлена замедленным созреванием мозговых структур, различной резидуальной патологией ЦНС, дефицитом воспитания. При ЗПРР страдают не только все стороны речи, но и высшие психические функции: мышление, внимание, память, познавательная активность. Дети с ЗПРР нуждаются в специальной психолого-педагогической помощи. Коррекция ЗПРР носит комплексный медико-психолого-педагогический характер. Наряду с развитием всех компонентов речи проводятся занятия по формированию высших психических функций. Используются игры и упражнения на развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мыслительных операций. Формируются навыки самоконтроля, произвольности поведения. Проводится лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические процедуры.
Дисграфия может быть проявлением ОНР, ЗПРР, последствий органического поражения коры головного мозга. Специфические ошибки на письме крайне разнообразны: искажения и замены букв, пропуски слогов, грубые нарушения согласования и управления в предложениях. Письменные работы трудночитаемы, малопонятны. Логопедическая работа при дисграфии направлена на формирование языкового анализа и синтеза, развитие фонематического восприятия. Проводятся упражнения на определение количества, последовательности и места звуков в слове. Развивается зрительно-пространственное восприятие, зрительная и речеслуховая память. Автоматизируются навыки послогового проговаривания, звукобуквенного анализа слов при письме.
Дислексия часто сочетается с дисграфией, может быть следствием несформированности речевых и зрительных функций, недостатков пространственного восприятия. При чтении ребенок "застревает" на слогах и словах, путает сходные по написанию буквы и слова, угадывает или искажает окончания. Понимание читаемого резко снижено.
Профилактика речевых нарушений
Чтобы предупредить возможные проблемы с речью у ребенка:
- Много разговаривайте с ребенком, четко проговаривая слова
- Читайте ребенку книги, обсуждайте прочитанное
- Учите ребенка выполнять артикуляционную гимнастику
- Ограничьте время просмотра телевизора, игр на гаджетах
- Не сюсюкайтесь с ребенком, говорите нормальным языком
- Хвалите ребенка за успехи
И главное - не игнорируйте даже минимальные нарушения в речи ребенка. Своевременно обращайтесь к логопеду. Ведь от того, насколько рано выявлена проблема, зависит результативность коррекции речевых нарушений и дальнейшая судьба ребенка.