Укажите, какие волевые качества присутствуют в поведении человека и в какой степени. Например: решительность, смелость, самообладание, настойчивость, безволие, вялость, проявление силы исключительно в стрессовых ситуациях.
Определите, какие черты характера проявляет характеризуемая личность в отношении с людьми и в какой мере. Например: честность, коллективизм, справедливость, бескорыстность, общительность, отзывчивость, вежливость, чувство товарищества, тактичность, индивидуализм; грубость, замкнутость, презрение.
Обратите внимание на положение, занимаемое человеком в социуме: пользуется ли он авторитетом, вызывает ли симпатию коллег и окружающих людей.
Определите особенности психологических процессов индивида: особенности памяти, внимание, мышления (быстро понимает, моментально схватывает суть материала, понимает только после длительных и подробных разъяснений).
Перечислите направленность интересов человека на различные области деятельности: трудовая, учебная, спортивная, туристическая, художественно-эстетическая.
Поймите общую позицию личности в общественной и трудовой сфере: насколько активно участвует человек в делах общественности; совершенно не проявляет активности в жизни общества; отказывается принимать участие в ней. Трудолюбие: как выполняет работы, старательно или пытается уклониться любыми способами.
Отметьте особенности эмоциональных реакций на ту или иную ситуацию: быстро реагирует и принимает решения относительно каких-либо действий для ее разрешения, реакция слабая или вообще отсутствует. Каков общий эмоциональный тонус человека: в меру активен, постоянно оживлен, активен в некоторых сферах жизни, находится в состоянии апатии.
Определите уровень ответственности. Например: хорошо выполняет любое дело, в большинстве случаев хорошо делает свою работу и сдает в назначенный срок, редко доводит дело до конца, абсолютно безответственен. Уровень инициативности: проявляет ли человек инициативу в области своей деятельности или нет.
Обращайте внимание на наиболее значимые стороны личности в зависимости от цели составления характеристики.