Если вы не планируете прибегать к услугам внешнего провайдера – задайтесь следующими вопросами.
- С какой целью вы проводите оценку?
- Какие компетенции и ключевые показатели эффективности вы планируете оценивать?
- Каким способом вы собираетесь их оценить?
Цели оценки могут быть различны: от справедливого распределения годовой премии до формирования кадрового резерва. Именно из цели оценки вытекает ответ на второй вопрос, о ее критериях. Сформулируйте те ключевые показатели (достижения, результаты) и компетенции (навыки, знания, умения), с помощью которых вы планируете оценивать сотрудников. Согласуйте их со всеми менеджерами компании и дайте возможность рядовым специалистам ознакомиться со списком утвержденных критериев оценки заранее. Это поможет всем сотрудникам компании быть готовыми к предстоящей оценке, и мероприятие не будет столь стрессовым для них.
Далее необходимо определиться со способом оценки. Как правило, компании выбирают оценку «360 градусов», «180 градусов» или прибегают к процедуре ассессмента. Оценка «360 градусов@? Предполагает, что сотрудника оценивает и его руководство и его подчиненные, а также он оценивает себя сам. Оценка «180 градусов» предполагает только самооценку и оценку руководителя. Процедура ассессмента предлагает решение сотрудником кейсов и участие в деловых играх, которые иллюстрируют тот или иной аспект его деятельности. Наблюдатели оценивают поведение сотрудника и заносят эту информацию в специальные бланки.
Каким бы образом не происходила оценка – оценщик обязан ознакомить сотрудника с ее результатами и получить его согласие с ними. Если вы планируете проводить оценку собственными силами – следует заранее подготовить руководителей и специалистов службы персонала к тому, что им придется аргументировать выставленную оценку при возникновении спорных ситуаций.
Для того чтобы оценка в компании прошла гладко, не забывайте, что главная ее цель – развитие персонала и повышение эффективности работы. Поэтому результатом любых оценочных мероприятий должно стать определение вектора развития для каждого из сотрудников и проведение последующих мероприятий направленных на улучшение качества его работы.