Главный совет, который дают психологи, заключается в том, чтобы постараться воспринимать слушателей не как некую враждебную силу, а как близких и доброжелательных друзей, которые всегда смогут помочь вам. И, конечно же, к ответственному выступлению стоит заранее начинать подготовку.
Погрузитесь на пару минут в воображаемую ситуацию, где вы стоите на трибуне перед большим количеством слушателей. Что вы чувствуете: радость от предстоящего общения, сильное напряжение или же безразличие? Если вы будете до конца честны с самим собой, то почувствуете, как ваше дыхание учащается, а некоторые группы мышц зажимаются. Очень важно перед каждым выступлением научиться быстро и легко расслаблять все тело, включая и те его зоны, которые напрягаются только при одной мысли о публичном выступлении.
Постарайтесь почувствовать и реально осознать, что вы абсолютно свободны от сковывающего вас напряжения и страха. Думайте о предстоящем выступлении с удовольствием, понимая, что тем самым вы побеждаете собственные страхи и преодолеваете внутренний барьер.
Мысленно представьте себе, что вы – блестящий оратор, чья речь льется абсолютно свободно. Запомните то ощущение полета и свободы, которую дает вам такая фантазия, и попытайтесь данный образ внести в свое реальное поведение во время публичного выступления.
Для начала научитесь отрабатывать ораторские навыки в маленьких группах людей, среди своих близких и друзей, старайтесь приковывать внимание слушателей к своей речи как можно дольше, периодически подбрасывайте новую интересную информацию, увлекательные истории.
Старайтесь делать вашу интонацию более богатой и насыщенной эмоциями – только так слушатели поймут, что обсуждаемая тема вам интересна на самом деле. Даже если ваш доклад важен и интересен, но при этом ваша интонация невыразительна и скучна, никто из слушателей вам попросту не поверит.
Практика, приобретенная во время публичных выступлений, обязательно пригодится и в повседневной деятельности: обладание навыками ораторского искусства поможет лучше доказывать собственную точку зрения, убеждать коллег и руководство в своей правоте.