Для таких подарков на Руси была придумана поговорка «Остаться с носом». «Нос» - это деловое подношение чиновнику. Если такой подарок не принимали, даритель с тем самым «носом» и оставался.
Давно прошли те времена, да и претерпел изменения этикет делового подарка до неузнаваемости, но уважающий себя человек должен знать хотя бы самые простые правила.
В деловой жизни основная цель подарка – демонстрация добрых намерений, уважения и создание атмосферы благожелательности. Придерживаясь делового этикета, руководству не принято делать индивидуальных подарков, поэтому к празднику уместен от сотрудников коллективный презент. Только секретарь руководителя может сделать подарок лично от себя.
В подарочный фонд каждый сотрудник вкладывает, кто сколько сможет. Чтобы не поставить начальника в неловкое положение, презент для него не должен быть очень дорогим. Вручается он обычно в присутствии всех сотрудников фирмы и в торжественной обстановке.
Цветы в деловых подарках занимают отдельное место. Если начальник - женщина, то букет должен быть изысканным и небольшим, в одной цветовой гамме и в сдержанных тонах. Необходимо избегать присутствия в композиции розового цвета, который символизирует чувственность, красного, как символа страсти и лилово-фиолетового, навевающего грусть. Белый, синий, голубой и желто-оранжевый считаются в таких случаях идеальными.
Если руководитель компании мужчина, то традиционно цветочные композиции состоят из ирисов, гвоздик и гладиолусов.